Программа одаренных детей в детском саду Аленький цветочек

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Обязательная часть
1.1
1.1.1

Пояснительная записка

3-4

Цели и задачи реализации программы с одаренными детьми
Принципы и подходы к формированию программы с одаренными детьми

4
5

1.1.2.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы с одаренными детьми

5-8

1.2.

Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

Особенности возрастного развития детской одаренности

9

Виды одаренности ребенка
Формы работы с одаренными детьми

10-12
13-14

Направления работы в рамках реализации Программы

14-18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Требования к организации образовательной среды для одаренного ребенка

19

3.2.

тапы реализации программы и содержание деятельности на каждом из них

19-24

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Условия реализация Программы

24

Методическое обеспечение реализации Программы

25

Диагностический инструментарий

25-30

Методики выявления одаренности воспитанников

30-31

Перспективный план деятельности в детском саду «Аленький цветочек» на 20192023 учебные года
Список используемой литературы

31-35

ПРИЛОЖЕНИЕ

37-47

36

2

1. Целевой раздел
1.1

Пояснительная записка

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования с одаренными детьми, обеспечивает развитие личности детей раннего и
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик раннего и дошкольного образования (объем, содержание
и планируемые результаты в виде целевых ориентиров образования раннего и дошкольного возраста).
Программа направлена на создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) и Закон «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273 ст. 77) указывают на необходимость
значительно повысить интеллектуальный и творческий потенциал подрастающего поколения, таким
образом, работа с детьми, имеющими выдающиеся способности и одаренными детьми выходит на
приоритетные позиции современного образования.
Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его
способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их
потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой
психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров.
Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную
категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого
ребенка.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную,
психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или
временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого
уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных,
психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из
важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и
воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с
целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях

необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную
работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную
активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (психолога, музыкального
руководителя), родителей.
Программа рассчитана на 2019 - 2023 учебные года.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством и иными
нормативными правовыми актами, локальными актами МБОУ «Ромашкинская средняя школа»
регулирующими деятельность образовательной организации.

1.1.1 Цели и задачи реализации программы с одаренными детьми.
Цель программы: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития
талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи реализации программы:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей
дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей.
4. Активировать участие детей в конкурсном движении.
5. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом
направлении.
6. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников
детского сада.
Задачи для педагогов:
1. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую
работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности
педагогов к работе в инновационном режиме;
2. Содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым
педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с
педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
3. Развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
4. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
В детском саду «Аленький цветочек», реализация программы “Сопровождение талантливых и
одаренных детей ” осуществляется по следующим направлениям:
-

социально-коммуникативное развитие;

-

познавательное развитие;

-

речевое развитие;

-

художественно-эстетическое развитие;

-

физическое развитие.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы с
одаренными детьми.
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС
ДО):
•
учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения
им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных

4

категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
•
личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
•
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
•
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
•
поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;
•
сотрудничество с семьей;
•
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
•
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
•
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики с одаренными детьми.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих детский «Аленький
цветочек».
Возрастно-психологические особенности развития одаренности дошкольника Одаренный
ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том
числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская,
Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный,
личностный (мотивационный), творческий:
1. общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.)
способности выше среднего уровня;
2. доминирующая познавательная мотивация;
3. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии,
порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность
(чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции
на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность потребность в новых впечатлениях - оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище
и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это
обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.
К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы
и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому,
неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают
задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы
появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как
у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем
ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных
значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого

общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более
настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию
объяснений. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая
соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
С 5-6 лет возросший уровень познавательной - исследовательской активности позволяет
ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.
Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности
проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность
выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным
действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на
музыкальных инструментах.
Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.
В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество. Раскрывается художественная
одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется
в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг
видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и
шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью
отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом
пробуя составлять разные, новые комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных
шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени
проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают
обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
В работах Л. А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности
развития умственных способностей дошкольника: сенсорных, познавательных и творческих.
К сенсорным обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и
их свойств. Как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его образов строятся
память, мышление, воображение.
Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Участники реализации программы :
• Заместитель директора по дошкольному образованию
•

руководитель за мо

•

Творческая группа:

•

воспитатели;

•

педагог- психолог
А так же:

•

воспитанники образовательной организации;

•

родители (законные представители) детей.
При создании в образовательной организации благоприятных условий за период дошкольного
детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета
способностей, одаренности.
Основные условия в образовательной организации, при которых развитие одарённости ребенка
будет проходить наиболее эффективно:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов, воспитателей;
наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную

6

-

-

-

деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в
себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности,
учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление
особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых
технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно -ролевых играх,
выставках детского творчества
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей; Можно также
рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада. Хорошо
стимулирует детей на дальнейшее творческое развитие их участие в мероприятиях творческого
характера между Образовательными организациями Березовского городского округа.

Механизмы реализации программы:
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов,
учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с
одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление
развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории
развития, как педагога, так и ребенка.

1.2. Планируемые результаты освоения программы.
1.
Создание «Банка данных по одаренным детям», включающих в себе сведения о детях с
различными типами одаренности.
2.
Разработка
и
реализация
специализированных,
индивидуальных
и
дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы
взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями
дополнительного образования, родителями учащихся.
3.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов
одаренности.
4.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми,
склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской
деятельности.
5.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
6.
Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с
одаренными детьми.
7.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными
детьми.
8.
Повышение
качественных
показателей
учебно-воспитательного
процесса
воспитанников.
9.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным

детям
Создание «Банка данных по одаренным детям»
■
Для успешной реализации Программы необходимо создание «Банка данных по
одаренным детям», в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях,
психодиагностические обследования среди воспитанников, анкетирование родителей. Диагностическая
работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности,
портфолио воспитанников.
■ При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено
исследование о наклонностях и способностях их детей .

8

2. Содержательный раздел

2.1 Особенности возрастного развития детской одаренности.
Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 - 5 лет.
В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление
способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:
Первый этап (2 -3 года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
Второй этап (3 - 4 года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные
признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр
в различных видах деятельности;
Третий этап (4 - 5 лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих
способности в группы для дополнительных занятий;
Четвертый этап (5 - 6 лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
Пятый этап (6 - 7 лет) само проявление одаренности. Следующий период проявления
одарённости (11 - 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.
Итоговый период проявления одарённости (15 - 20 лет).
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического
развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. В нашем образовательном
учреждении педагоги своевременно выявляют детей с предпосылками одаренности, и проводят
специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на
собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Ранняя одаренность
Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) - это дети, как
правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо
определенном виде деятельности - музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно
раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей
(блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п.); выбор сложной деятельности по
собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по
истории и т. п.).
Поздняя одаренность
Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных
этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее
рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее - в сфере
изобразительного искусства, позднее - в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей
и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны
научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

2.2 Виды одаренности ребенка.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать
критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в
таблице.

«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой
деятельности»

Виды одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая одаренность

Мотивационно
личностные
характеристики

Стремление ребенка к получению
знаний и умений, познавательная
активность, проявление интереса к
новому

Способности обучению к

Творческая одаренность

Художественная
одаренность

Вокальная одаренность

Успешность в освоении программного
материала, широкий кругозор, высокие
показатели по развитию психических
познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих
художественных работах, Высокое
качество и разнообразие творческих
работ в соответствии с возрастом
(рисунки, поделки)
Умение понимать и воспроизводить
мелодию, чувство ритма, хороший
голос,
музыкальный слух

Литературная
одаренность
Артистическая
одаренность

Конструкторская
одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение
составлять рассказы, сказки, чувство
рифмы, легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться
на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным)
персонажам, двигательная и речевая
память
Развитое пространственное мышление,
любовь к конструированию,
генерирование оригинальных идей для
различных конструкций, способность к
изобретательству, рационализации

10

Психомоторная одаренность

Спортивная одаренность

Хореографическая
одаренность

Коммуникативная

Социально-личностная

одаренность

одаренность

Высокие спортивные показатели в
соответствии с возрастом, стремление
к движению, воля к спортивным
достижениям, физические данные и
выносливость
Чувство ритма, музыкальный слух,
способность копировать движения,
хорошая двигательная память

Умение понимать партнера по
общению, чувствовать его
эмоциональное состояние, гасить
конфликты

Лидерская одаренность
Умение организовать сверстников на
какое-либо общее дело, игру,
настойчивость в достижении цели,
умение добиваться результата, и
стремление контролировать ситуацию

Виды одаренностей
Виды различий
По широте проявлений

Виды одаренности
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

По интенсивности проявлений

творческая; академическая;
психомоторная
коммуникативная

повышенная способность к обучению (способные);
одаренные;
высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития
С нормальным темпом психического развития; Со
значительным опережением возрастного темпа развития
По возрастным особенностям
проявления

стабильная;
приходящая (возрастная)

Показатели одаренности ребенка
1.

Интеллектуальная

2.

Творчество
ii

3.

Общение и лидерство

4.

Художественная деятельность

5.

Двигательная

1. Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли,
хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Сфера академических достижений:
Чтение
-

выбирает чтение своим частым занятием;

-

богатый словарный запас;

-

зачатки навыка произвольного владения речью;

-

чувствительность к синтаксической структуре речи;

-

сохранение внимания при чтении;

-

желание продемонстрировать умение читать;

Математика
-

интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов;

-

легкость в восприятии и запоминании математических символов;

-

способность легко разобраться в измерении времени, денег;

-

чувствительность к составу числа;

Естествознание
внимание к предметам, явлениям мира;
интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов,
явлений.
2. Творчество: пытливость; любознательность; способность "с головой уходить" в занятие;
высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать посвоему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
3.Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети
предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении;
легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
4.
Сфера художественной деятельности:
изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации; в деталях
запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от
этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;
музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко
воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.

2.3. Формы работы с одаренными детьми.

•
•
•
•
•
•
•

индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня предметные кружки;
дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
посещение интеллектуальных и творческих кружков;
участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня;
курсы по выбору;
интеллектуальные игры, викторины;
работа по индивидуальным планам;

12

•
•

интеллектуальные викторины;
создание детских портфолио.

Формы организации учебно-воспитательной деятельности
с одаренными детьми:
Форма
Наглядное моделирование

Задачи

Развитие умственных способностей ребенка:
1.

Ознакомление с пространственными отношениями.

2.

Развитие элементов логического мышления.

3.

Развитие речи и ознакомление с художественной

литературой.
4.
5.

Развитие элементарных математических представлений.
Подготовка к обучению грамоте.

6.

Конструирование.

7.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

8.

Ознакомление с природой.

9.
10.

Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
Изобразительное искусство.

Спортивные мероприятия
Экспериментальная мастерская

Развитие физических способностей.

Работа по индивидуальным
образовательным маршрутам

Создание индивидуальной траектории развития личности
ребенка

Круглый стол

Кружки, секции,
тематические недели (декады),
праздники,

Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых
педагогических технологий.

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей
одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и
родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Создание условий для самореализации одаренных детей для
проявления творческих и интеллектуальных способностей

конкурсы
Основные составляющие и методические рекомендации программы психологопедагогического сопровождения одарённых детей:
1. Использовать перспективное планирование для организации систематического
интеллектуально- познавательного развития одарённых детей.
2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности.

13

С целью оптимизации можно использовать:
•
•

блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.

3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
•
•

вводящие новую информацию (навыки, операции);
закрепляющие новую информацию;

•
систематизирующие новую информацию.
4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе
цепи: восприятие - мышление - воображение.
5. Систематически проводить:
•
контрольные срезы для выявления уровня развития в соответствии с программным
содержанием (1-2 раза в месяц);
•
психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики
психологопедагогических характеристик развития (2 раза в год).

2.4. Направления работы в рамках реализации Программы
Координационное направление:

•

организация работы всего коллектива Образовательной организации;

•
•

создание предметных базовых площадок;
интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;

•

обеспечение нормативно-правовой базы;

•

ресурсное обеспечение;

•

контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление:
•

формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

•

проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных

детей;
•

проведение диагностики одаренных детей
диагностика условий обучения и развития одаренных детей; ■ создание «Банка данных
по одаренным детям».

Кадровое направление:

•

определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

•

повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

•

оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

•

создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;

•

создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Информационное направление:
•
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного
управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
•
создание банка образовательных программ, диагностических и методических
материалов;
•
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

14

Основные направления реализации программы
Работа с одаренными и
Работа с педагогами Работа с родителями
талантливыми детьми
педагогические советы;
1.Организация работы с
1. Организация
одаренными и талантливыми
информационной среды для
педагогическое
детьми в рамках образовательного проектирование;
родителей:
мастер
-классы;
процесса:
проводим цикл общих
проведение
презентации;
групповых родительских собраний
непосредственно образовательной семинары - практикумы; с использованием разнообразных
деятельности;
форм работы по вопросам детской
консультации, рекомендации.
работа по индивидуальным
одарённости;
планам.
педагоги организуют,
мастер - классы, буклеты для
родителей и т.д.;
памятка и печатные
консультации родителям по
взаимодействию детей с целью
развития творческих
способностей;
в приёмной группы
оформлен уголок для родителей
«Маленький гений»;
оформляются
благодарственные письма
родителям за помощь в участии в
образовательном процессе
детского сада

15

2. Организация работы с
одаренными и талантливыми
детьми во внеурочное время: индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и
развлечений;
- создание театрализованных
спортивных уголков, уголков
изодеятельности;
- организация конкурсов,
соревнований;
-

2. Психологическое
сопровождение семьи
одарённого ребёнка;
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей,
понимание одаренного
ребенка;
- улучшение рефлексии своих
взаимоотношений с
одаренным ребенком;
- установлении и развитие
отношений сотрудничества и
партнерства родителей с
ребенком.
3.Совместная практическая
деятельность способного ребенка
и его родителей (совместные
стенгазеты , выставки , творческие
работы , подготовка презентации и
т.д.)

Система взаимодействия педагогов ДО при организации работы с
одаренными детьми.
Функ

Педагог - психолог

Руководитель МО

Воспитатель

Осуществляет
координацию
деятельности
воспитателя и узких
специалистов в рамках
программы
сопровождения.

Осуществляет
организацию и
координацию процесса
сопровождения
одарённого ребёнка.
Повышает
педагогические
компетенции родителей
и педагогов.

Осуществляет
координацию
деятельности
помощника
воспитателя,
специалистов в
рамках
программы
сопровождения

Узкие специалисты

Организационная

ции

16

Контролирующая

Разработка схемы
наблюдения за
процессом
сопровождения
одарённого ребёнка.
Коррекция деятельности
субъектов процесса на
основе
мониторинга и анализа
их работы.

Диагностическая

Осуществление
педагогической
диагностики

Организует
методическое оснащение
пед. процесса
сопровождение
одарённого ребёнка.
Оказывает
методическую помощь
при разработке
программ.

Методическая
Информационная

Выявление группы
детей со
специальными
способностями.
Углублённая
диагностика
одарённого ребёнка с
целью
определения его зоны
ближайшего развития.

Просвещение родителей и Консультирование
педагогов по
родителей по вопросам
проблемам
воспитания, развития и
выявления,
образования одарённых
детей.
сопровождения и
развития одарённости

Сотрудничеств о с
родителями
(лицами их
замещающими) с
целью
распространения
информации по
особенностям
одарённого
ребёнка

17

Коррекционная
Развивающая

Организация мероприятий
по адаптации и
социализации одарённого
ребёнка. Коррекция
эмоциональных и
поведенческих
нарушений.

Составление
индивидуальных
программ развития
детского сада.
Участие в развитии
одарённого ребёнка
(индивидуальные и
групповые занятия),
оказание помощи
педагогам при
составлении программы
индивидуального развития
одарённого ребёнка.

Определение
педагогических
задач
сопровождения с
учётом
индивидуальны х
особенностей
одарённых
детей и
потребностей
семьи.
Разработка и
внедрение
индивидуальны
х программ
развития
одарённого
ребёнка.

Осуществляет
развитие
музыкальных,
физических,
художественных
и других
способностей и
эмоциональной
сферы ребёнка.
Учитывает
индивидуальные
особенности детей,
осуществляет
дифференцирован
ный подход
к подбору
групп одарённых
дошкольников.
Активно
участвует в
преобразовании
среды развития
ребёнка.

18

З. Организационный раздел

3.1. Требования к организации образовательной среды для одаренного
ребенка.
Образовательная среда - средство раскрытия и развития природных задатков одаренного
ребенка.
Составляющие ОС:
>
ориентированность на сенсорно - персептивную сферу ребенка;
>
максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и
т. д.);
>
способность вызывать любопытство, а далее - интерес;
>
предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в
максимальном количестве видов деятельности (в учебном процессе, кружках, школах искусств
и т. д.).
Общие требования к ОС:
>
во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;
>
в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую
активность;
>
поддерживать развитие творческого мышления;
>
способствовать "проживанию состояния успеха".
Требования к ОС для детей с личностным уровнем одаренности:
>
напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и
нравственно-этическим ценностям;
>
должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей
деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения;
>
обеспечение условий для участия ребенка во внешних состязаниях, конкурсах,
олимпиадах и т. д.

3.2. Этапы реализации программы и содержание деятельности на
каждом из них.
Данная программа рассчитана на 1 год и реализуется в несколько этапов:
1.
первый этап - исследовательско - диагностический этап;
2.
второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
3.
третий этап - коррекция программы.
На первом этапе проводится:
•
Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников. Создание
«Банка данных по одарённым детям».
•
Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и
специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития
каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
•
Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с
индивидуальным маршрутом (начало учебного года).
•
Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции
с учетом индивидуального подхода к одаренным детям.
•
Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом

19

развития ребенка.
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную
диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих
программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся
в «Банк данных по одаренным детям».
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом
коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
•

Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в

соответствии с их индивидуальными маршрутами;
•
Обсуждаются итоги развивающей
работы с одаренными
детьми,выявляются
проблемы;
•
Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными
проблемами.
Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1.
Работа с педагогами (беседы, заполнение карты по выявлению одаренных детей, анализ
результатов педагогической диагностики);
2.
Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3.

Работа с родителями (законными представителями) (беседы, анкетирование);

Принципы тестирования детей:
Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
Игровой характер тестовых методик;
Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

20

Основные этапы реализации программы
Название этапа

Реализация программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей»
рассчитана на 4 года: с 2019 по 2023 годы.
Время
Цель
Задачи
Планируемые мероприятия

проведения
1 этапдиагностико- СентябрьПодготовит ь
организационный. октябрь
условия для
2019
формирова
ния
системы
работы с
одаренным и
воспитанни
ками в
детском саду.

1. Изучение нормативной 1. Проведение комплексной
базы, подзаконных актов психолого-педагогической
по данной проблеме.
диагностики индивидуальных
2.Разработка программы особенностей воспитанников на всех
работы с одаренными
ступенях учебновоспитательного
детьми.
процесса.
3. Разработка структуры 2.
Изучение воспитателями
управления программой, стратегий и технологий работы с
должностных
одарёнными детьми.
инструкций,
3. Создание творческой работы
распределение
воспитателей по работе с одаренными
обязанностей.
детьми.
4.Анализ материально4. Социально-психологическая и
технических,
методическая подготовка
педагогических условий
воспитателей детского сада,
реализации программы.
ознакомление с передовым опытом в
области работы с одаренными детьми.
5. Создание нормативно-правовой
базы.
6. Создание системы диагностики
развития одаренности детей в
процессе реализации программы.
7. Создание системы взаимосвязей
творческой группы педагогов
дошкольных учреждений, средней
школы, учреждений дополнительного
образования, общественных
объединений.
8. Разработка авторских и
корректировка имеющихся программ
воспитателей по различным видам
деятельности в детском саду,
дополнительного образования и
индивидуальных образовательных
маршрутов. 9.Обеспечение условий
для систематического повышения

21

мастерства педагогов по работе с
одаренными детьми.
10. Активное участие родителей,
воспитателей и детей в открытых
мероприятиях детского сада,
конкурсах на уровне района.
2 этап реализационный,
организационно
практический.

3 этап - итоговоаналитический

2020-2023 гг. Апробация
системы
работы с
одаренными
воспитанник
ами.

2023 год

Переход
системы
работы с
одаренным и
детьми в
режим
функциони
рования.

1.Диагностика
склонностей

1.Организация деятельности

воспитанников.
2. Разработка
методических
рекомендаций по работе
с одаренными детьми,
основам научного
исследования,
материалов для
проведения различных
мероприятий
(тематические недели,
декады), праздников.
3. Формирование
методической
библиотеки детского
сада по работе с
одаренными детьми.
4.Повышение
квалификации педагогов
в области работы с
одаренными детьми.

социально-психологической службы

1.Анализ итогов
реализации программы.
2. Осуществление
преемственности в
воспитании и развитии
одарённых детей на всех
этапах
воспитания и обучения
в детском саду.

по работе с одаренными детьми.
2. Внедрение педагогических
технологий развития детской
одаренности.
3. Выпуск информационных
бюллетеней, методических
рекомендаций, памяток по работе с
одарёнными детьми.
4.Пополнение и обновление банка
данных «Одаренные дети детского
сада», банка данных образовательных
программ, методических материалов,
диагностических методик.
Психологическая, педагогическая,
валеологическая и социальная
поддержка одаренных детей.
5. Методическая помощь в реализации
программ, обмен опытом и
совершенствование
профессионального мастерства
педагогов.
6. Систематическая и
целенаправленная работа с
одаренными детьми в детском саду,
регулярное проведение
интеллектуально-творческих
мероприятий
1.Обобщение результатов
предыдущего этапа реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение
программы.
3.Дополнительная апробация
изменений, внесенных в проект.
4.Распространение позитивного
опыта, публикации в периодических
изданиях.
5.
22

Ожидаемый
результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным
видам деятельности.
2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с
одаренными детьми.
3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными
детьми.
4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к
одаренным детям.
5. Повышение качественных показателей
воспитательно - образовательного процесса
воспитанников.

Критерии оценки
эффективности
ожидаемых
результатов

Мониторинг
достижения
запланированных
результатов

6.Осуществление преемственности в работе школы и
детского сада по работе с одаренными детьми.
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в
мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным
видам деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к
исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными
детьми.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.
1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы до.
.
4..Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по
работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.
Показатели
эффективности
реализации
1.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у
программы
них есть способности.
2.
Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического
обеспечения поддержки одаренных детей; 3. Создание « Портфолио одаренного ребенка»
в ДОУ;
4.
Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного
варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию
развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника
5.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам
педагогики одаренности;
6.
Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности
в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Удовлетворенность
детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

3.3.Условия реализации программы
При создании в Образовательной организации благоприятных условий за период дошкольного
детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета
способностей, одаренности. Основными условиями в Образовательной организации, при которых
развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно, являются:
•

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов;

•
наличие богатой развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей
самую разнообразную деятельность ребенка;
•
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,
обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
•
наличие
личностно-ориентированной
воспитательно-образовательной
системы,
включающей в себя развивающие технологии по различным направлениям детской
одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка; •
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых
технологий;
•
занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
•
работа кружков, развивающих творческую направленность ребенка;
•
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетноролевых
играх, выставках детского творчества;
•
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей
.Методическое обеспечение системы работы с одаренными воспитанниками в Образовательной
организации включает в себя:
Направление деятельности
Содержание
Информационное обеспечение
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
2.
Программное обеспечение.
3.
Наличие комплекта информационно-методических
материалов (рекомендации, публикации, списки литературы

Организационно - методическое
обеспечение

по направлениям).
4.
Издание материалов, оформление сайта,
иллюстрированных отчетов.
1. Создание целевого методического совета по проблеме
работы с одаренными детьми.
2.Повышение квалификации воспитателей через систему
тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы
дополнительного
образования
в
Образовательной
организации.
4.
Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5.

Внутренняя система оценки качества работы.

3.5. Диагностический инструментарий.
Методы диагностики в ходе реализации программы:
-

наблюдения;

24

-

беседы;
педагогическая диагностика;
изучение продуктов детского творчества;
ведение индивидуальных карт развития.

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение
родителей(законных представителей), воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки
специалистов.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной
достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития
внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу
развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его
интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам должно
производиться психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по
всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном
направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам
заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам
собственных наблюдений психолога, воспитателя или другого специалиста. Нужно иметь в виду, что
способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть
выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на
отдельные возрастные группы. Далее в таблице показаны основные методы и методики для
исследования одаренности воспитанников Образовательной организации, а также подразделение
(кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее
развитие какого-либо вида одаренности ребенка. По результатам психолого-педагогической
диагностики по исследованию одаренности воспитанников образовательной организации, определится
банк детей с особыми задатками и способностями.
Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута
ребенка по дальнейшему развития одаренности, в том числе для его направления в соответствующий
кружок или секцию, по согласованию с родителями (законными представителями).

25

Виды одаренности
Академическая
одарённость
Творческая
одарённость

Психомоторная
одарённость
Коммуникативная
одарённость

2 младшая группа (3-4 года)
Составляющие
Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
Мотивационно
-Наблюдение;
Экспресс - методика для
личностные
-Педагогическая
2-ой младшей группы
характеристики
диагностика;
Способности к обучению
-Ведение
Художественная
Изучение продуктов
одарённость
индивидуальных
детского творчества
Вокальная одарённость
Изучение продуктов
карт
Литературная
детского творчества
развития;
одарённость
-Анализ
Артистическая
одарённость
индивидуальных карт
Конструкторская
Наблюдение, анализ
развития; -Беседы с
одарённость
продуктов детского
родителями; -Изучения творчества
Спортивная одарённость продуктов
Хореографическая
детского творчества. одарённость
Социально-личностная
Наблюдение в
одарённость
свободной
деятельности
Лидерская одарённость

26

Средняя группа (4-5 лет)

Виды одаренности

Составляющие

Академическая
одарённость

Мотивационно
личностные
характеристики
Способности к обучению

Творческая
одарённость

Художественная
одарённость

Вокальная одарённость

Литературная
одарённость
Артистическая
одарённость
Конструкторская

Психомоторная
одарённость

Коммуникативная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
-Наблюдение;
-Наблюдение;
Экспресс-методика для
-Ведение
старшей группы; индивидуальных
Цветовой тест Люшеракарт
Эткинга.
развития;
Изучение продуктов
-Анализ
детского творчества.
индивидуальных карт Тест «Что за игрушка»
развития; -Беседы с
родителями; -Ведение Наблюдение Методики
В.Кудрявцева «Солнце в
листа экспертной
комнате» «Как спасти
оценки.
зайчика?»
Наблюдение в играх,
изучение продуктов
детского творчества.
Наблюдение в
свободной
деятельности.

27

Старшая группа (5-6 лет)

Виды одаренности

Составляющие

Академическая
одарённость

Мотивационно
личностные
характеристики
Способности к обучению

Творческая
одарённость

Художественная
одарённость

Вокальная одарённость
Литературная
одарённость
Артистическая
одарённость
Конструкторская

Психомоторная
одарённость

Коммуникативная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
-Наблюдение;
-Наблюдение;
Экспресс-методика для
-Ведение
старшей группы; индивидуальных
Цветовой тест Люшеракарт
Эткинга.
развития;
Изучение продуктов
-Анализ
детского творчества.
индивидуальных карт Тест «Назови и
развития; -Беседы с
дорисуй»
родителями; -Ведение Наблюдение
листа экспертной
Тест Витцлака «Составь
оценки.
рассказ по картинкам»
Наблюдение в играх,
изучение продуктов
детского творчества.
Наблюдение в
свободной
деятельности,
Анализ результатов
анкетирования
родителей
Методика Н.Е.
Вераксы «Оценка
коммуникативных
способностей
дошкольников»

28

Подготовительная группа (6-7 лет)

Виды одаренности

Составляющие

Академическая
одарённость

Мотивационно
личностные
характеристики
Способности к обучению

Творческая
одарённость

Художественная
одарённость

Вокальная одарённость
Литературная
одарённость
Артистическая
одарённость
Конструкторская
одаренность
Психомоторная
одарённость

Коммуникативная
одарённость

Спортивная одарённость
Хореографическая
одарённость
Социально-личностная
одарённость
Лидерская одарённость

Методики диагностики
Воспитатель
Психолог
-Наблюдение;
-Наблюдение;
Экспресс-методика
для
-Ведение
подготовительной
индивидуальных
группы;
карт
-Тест ПьеронаТулуза; развития;
Цветовой тест ЛюшераЭткинга; -Методика
-Анализ
индивидуальных карт Юркевича «Древо
желаний».
развития; -Беседы с
-Изучения продуктов
родителями; -Ведение
детского творчества; листа экспертной
«Краткий тест
креативности»
оценки.
Торранса;
-Лист экспертной
-Тест креативности
оценки
Вильямса;
«Изучение
-Рисунок человека; образовательной
Рисунки на заданную
потребности
тему.
дошкольника»
Наблюдение
Тест «Составь рассказ
по сюжетной картинке»
Тест Равена,
Наблюдение в играх,
Изучения продуктов
детского творчества
-

Тест-игра «Довольна ли
мама?» ; Тест-игра
«Ситуации» ;
Тест Темпла, Дарки,
Томаса;
Наблюдение в
свободной
деятельности;
Анализ результатов
анкетирования
родителей.

29

Методики выявления одаренности воспитанников.
Диагностическая работа с одаренными детьми начинается с поступления воспитанников в
детский сад и продолжается на протяжении всего периода обучения в соответствии с Планом работы с
одаренными детьми.
Для диагностики используются методики, направленные на выявление основных черт личности,
определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье, выявление творческого
потенциала, мотивации в достижениях, обеспечивающих достижение высоких результатов во многих
областях. Благодаря применению методик можно определить черты личности ребенка, способствующие
или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности. Диагностику выявления одаренности
ребенка проводит педагог- психолог.
Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте
Название методики
Предназначение методики
Возрастные ограничения
Анкета Ф.Татла, Л.Беккера
Определение способностей
С 4 лет
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана
Определение компонента одаренности С дошкольного возраста
Методика экспертных оценок по Определение сфер проявления талантов С 5 лет
определению одаренных детей
А.А. Лосева
С 4 лет
Методика «Карта одаренности» Свойство личности
А.И. Савенкова
Фигурный тест Е. Торренса
Творческий компонент
С 5 лет
Творческий компонент
С 3 лет
Методика «Дорисовывание
фигур» О.М. Дьяченко
Творческий компонент
С 5 лет
Рекомендуемые вопросы для
наблюдений за детьми среднего и
старшего дошкольного возраста на
занятиях по изобразительной
деятельности
Творческий компонент
С 5 лет
Портрет художественнотворческого развития детей
дошкольного возраста (авторы
Казакова Т.Г., Лыкова И.А.)
С 5 лет
Г лубина интереса (автор Блащук Творческий компонент
Л.П.)
Творческий компонент
С 5 лет
Анализ процесса деятельности
(автор Комарова Т.С.)
Творческий компонент
С 5 лет
Методики диагностики
универсальных творческих
способностей для детей (авторы:
В. Синельников; В. Кудрявцев)
Психомоторный компонент
Метрическая шкала для
исследования моторной
одаренности у детей (авторы: Л.А.
Головей; Е.Ф. Рыбалко)

С 5 лет

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного
уровня и творческих конкурсах.

30

2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам
деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской
деятельности.
4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.

3.6. Перспективный план деятельности в структурном подразделении
МБОУ «Ромашкинская среджняя школа»- детский сад
«Аленький цветочек» на 2019-2023 учебный год.
№ Направление
п/п реализации
программы
1 Изучение
нормативных
документов,
рекомендаций,
и опыта
работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные
дети»

Мероприятия

Дата

Сентябрь
1.Методическое объединение
2019
«Сопровождение талантливых и одаренных
детей в детском саду»
2. Разработка системы выявления
одаренного ребенка в Образовательной
организации
3. Разработка системы взаимодействия с
семьей одаренного ребенка
4. Обработка данных по выявлению
одаренных детей

Сентябрь
2019
Сентябрь
2019
Сентябрь
2019
Ноябрь 2020

5. Знакомство с новинками педагогической
литературы: «Особенности работы с
одаренными детьми»

Январь 2021
6. Круглый стол «Изучение специальных
исследований педагогов и психологов:
А.Проскуры,
Л.Выготского. А.Матюшкина»
7. Педсовет «Современная модель системы Март 2021
работы с одаренными детьми и детьми с
особенностями развития»
8. Практикум «Организация
Апрель 2021

Ответственные

Творческая
группа
педагогов
Творческая
группа
педагогов
Творческая
группа
педагогов
Творческая
группа
педагогов
Зам директора по
ДО

Зам. директора по
ДО

Творческая
группа
педагогов

31

индивидуальной и дифференцированной
работы с одаренными детьми, разработка
индивидуальных образовательных
маршрутов»
2 Преемственность 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных
дошкольных
детей в детском саду и в школе: схожесть и
учреждений и
различия
начальной школы

педагоги
Май 2021

Ответственный за
МО
учителя
начальных
классов

Сентябрь
2. Собеседование с воспитателями об
2021
интересах и наклонностях детей;
Творческая
анкетирование родителей; организационное
группа
родительское собрание «Развитие
педагогов,
способностей дошкольника»
3 Создание банка
1. Анкетно-биографические сведения по
Зам.директора по
данных
В
течении ДО,
одаренным детям
одаренных детей
2020-2023 года педагоги
детского сада
2. Обследования среди воспитанников
Педагоги
В
течении
2020-2023 года
3. Анкетирование родителей
Ответственный за
В
течении МО
2020-2023 года
В
течении Зам.директора по
4. Диагностическая работа во время
2020-2023
года ДО,
проведения интеллектуальных и
педагоги
художественных конкурсов
4 Психологическая 1. Регулярные консультации для родителей
Ответственный за
помощь
В
течении МО
одаренных детей
одаренным
2020-2023 года
детям
В
течении Зам.директора по
2. Организация псиологического
сопровождения в ходе конкурсов, олимпиад 2020-2023 года ДО
педагоги
и других интеллектуальных и творческих
мероприятий
5 Создание
течении
1. Комплектование научно-методического В
методической
2020-2023 года Творческая
кабинета соответствующей учебной и
копилки по работе научно-методической литературой
группа
с одаренными
педагогов,
детьми
В
течении Ответственный за
2. Оперативный сбор и оформление,
2020-2023 года МО
распространение материалов по рубрикам:
педагоги
- опыт педагогической работы с
одаренными детьми;
- родительские заметки об
особенностях воспитания и
развития одаренных детей, а также
о проблемах, с которыми им
придется сталкиваться; - детские
достижения (рисунки, стихи,
фотографии)

32

течении Зам.директора по
3. Создание методической копилки (тесты, В
2020-2023 года ДО
диагностические карты, карточки для
педагоги
дифференцированной работы, задания
повышенной трудности по различным
видам образовательной деятельности,
разработки интеллектуальных игр)
4. Создание тематических картотек,
подборка отечественной и зарубежной
литературы (монографии, статьи, тезисы,
словари и т.д.) по вопросам одаренности
детей
5. Оформление и ведение Раздела
«Одаренные дети» на официальном сайте
Образовательной организации, а также
использование материалов российских
сайтов в Интернете, посвященных
проблемам одаренных детей
6 Систематизация
работы
воспитателей с
одаренными
детьми в
образовательной
деятельности

В
течении Ответственный за
2020-2023 года МО
педагоги
В
течении Ответственный за
2020-2023 года ведение сайта
Образовательной
организации

В
течении Зам.директора по
1.Участие педагогов в научных, научно2020-2023 года ДО
практических конференциях разного уровня
по проблемам одаренности ребенка
2. Использование в образовательной
деятельности различных современных
средств информации: медиатеки, интернета,
электронных энциклопедий
3.Применение на занятиях современных
технологий: игровых, учебноисследовательских, коммуникативных,
проблемно-поисковых,
здоровьесберегающих
4. Использование элементов
дифференцированного обучения,
направленных на творческий поиск,
высокую познавательную активность,
самостоятельную деятельность.

В
течении Творческая
2020-2023 года группа
педагогов
В
течении Педагоги
2020-2023 года

В
течении Педагоги
2020-2023 года

В
течении Педагоги
2020-2023 года

5. Проведение нестандартных форм
образовательной деятельности: занятие
КВН, занятие-сказка, занятие путешествие,
занятие творческая мастерская, занятиеисследование, занятие-поиск и др.
7 Создание условий 1. Функционирование предметных и
В
течении Педагоги
2020-2023
года дополнительного
творческих кружков, а также спортивных
для работы с
образования
секций
одаренными
детьми (план
Педагоги
2.Художественный конкурс (ср., ст.. подг.
группы)
В
течении
2020-2023 года

33

мероприятий по
выявлению и
развитию
одаренности)

3.Конкурс творческих проектов (ст., подг.
группы)

В течении
2020-2023 года

З.Конкурс творческих проектов (ср. - подг.
В течении
группы)
2020-2023 года
4.Конкурс чтецов (ср. - подг. группы)
В течении
2020-2023 года
5. Защита творческих проектов по (ср.подг.
В течении
группы)
2020-2023 года
б.Музыкальные конкурсы «Музыкальные
В течении
таланты»
2020-2023 года
7.«На старт!», спортивные соревнования
8.Награждение отличившихся за год детей
грамотами
9.Математическая олимпиада «Царица
наук»
10.Интеллектуальная игра «Умники и
умницы»
11.Театрализованное представление (ср. и
ст. группы)
12.Конкурс поделок из природного и
бросового материала «Ничего не пропадет!»

8 Проведение
мероприятий с
родителями
одаренных детей

Педагоги

1. Анкетирование родителей с целью
определения их основных подходов к
данной проблеме
2. Целенаправленная работа с родителями
по проблемам детской одаренности,
способам ее поддержки и развития

Педагоги
Педагоги
Педагоги
Музыкальные
руководители

Инструктор по
В течении
физической
2020-2023 года культуре
Зам.директора по
ДО
Май 2021,
2022, 2023 года
Педагоги
В течении
2020-2023 года
Педагоги
Январь 2021,
2022, 2023 года
Педагоги
В течении
2020-2023 года
Педагоги
В течении
2020-2023 года
Педагоги
МайСентябрь
2021, 2022,
2023 года
В течении
Зам. директора по
2020-2023 года ДО
педагоги

ПедагогНоябрь 2021, психолог
2022, 2023 года
Зам.директора по
4. Круглый стол «Организация досуга
Февраль 2021, ДО
одаренных детей»
2022, 2023 года педагоги
Октябрь
5.Анкетирование «Необходимо ли
руководитель МО
проводить работу с одаренными детьми?» 2021
педагоги
Январь
2021
Зам. директора по
6. Общее собрание «Трудности воспитания
ДО
одаренного ребенка в семье»
3. Родительская конференция «Развитие
творческого потенциала ребенка»

34

7. Совместные с детьми художественные
конкурсы поделок

Ноябрь 2020

8.Подведение итогов работы по программе Май 2021
«Одаренный ребенок»
9. Индивидуальные консультации психолога
10. Совместное творчество родителей и
детей. Выставки детских работ
11. Награждение благодарственными
письмами родителей воспитанников
9 Социально
экономическое
направление

Ответственный за
МО
педагоги
Зам.директора по
ДО
педагоги
Педагог-

В
течении психолог
2020-2023 года
В
течении
2020-2023 года
педагоги
Зам.директора по
2021, ДО

Май
2022, 2023 года
Создание условий для оказания одаренным В
течении Зам.директора по
детям Социальной, психологической,
2020-2023 года ДО, Совет
медицинской помощи
родителей

35

Список используемой литературы
1. Сауко Т., Буренина Л. Топ - хлоп, малыши!» - программа музыкально ритмического развития детей 2-3 лет. - СПб: Детство-Пресс, 2005;
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день. Программа
музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2005;
3. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007;
4. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации
для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
5. В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
6. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006;
7. Л.Г. Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.:
Мозаика-Синтез, 2006;
8. Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001;
9. Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2-7 лет. Программа и
методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2009;
10. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет.сада. - Москва: Изд-во «Просвещение»,
1989;
11. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд-во «Академия», 2000;
12. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.:
Педагогическое образование России, 1999;
13. Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. - 2002. - №12;
14. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д.
Шадриков. - М.,
2002;
15. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала
одаренных детей. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004;
16. Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска.
- 2004. - №2;
17. Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн. для
воспитателей дет.сада и родителей. - Москва: изд-во «Просвещение», 1991;
18. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет.сада. - Москва: «Просвещение», 1989;
19. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: «Просвещение», 1985.

36

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальная программа сопровождения ребёнка.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
Адрес
1. Сведения о ребенке:
• Ф И О . ребенка
• Дата рождения
• Адрес
• Краткая характеристика ребенка
• Сильные стороны ребенка
2. Социальная характеристика семьи:
• Мать
• Отец
• Степень участия в воспитании
• Условия воспитания
• Условия быта
3. Запрос родителей
4. Долгосрочная цель сопровождения
5. Возможные риски
6. Группа сопровождения
7. Координатор (Ф.И.О.) педагог ИЗО
8. Мероприятия (примерный перечень мероприятий, с указанием конкретных сроков и
распределением обязанностей)
• Получение образования (программа обучения) ______________________________

Психолого - педагогическая коррекционная работа:
Наименование мероприятия

Сроки
Ежеквартально

Ответственные

Отметка о
выполнении

Индивидуальная психодиагностика:
1.
Исследование психических
процессов (память, восприятие, внимание);
2.
Исследование эмоциональных
процессов (страхи, тревожность);
3.
Исследование качеств личности
(самооценка, произвольность, уровень
притязаний)
4. Исследование социальных отношений (с
взрослыми, со сверстниками)
Проведение скринингового исследования 2 раза в год
Ежеквартально
Психолого-педагогическое
консультирование педагогов группы:
1.Информирование о результатах

37

диагностических исследований
Психолого-педагогическое просвещение
родителей

Ежеквартально
1 раз в неделю

Индивидуальная работа по направлениям
Посещение кружка
1 раз в неделю
Ежеквартально
Совместная работа с педагогами по
дополнительному образованию
9. Использование ресурсов других учреждений (привлечение специалистов центров и
учреждений дополнительного образования);
10. Оценка промежуточных результатов:
Наименование мероприятия
Сроки
Оценка
Отметка о
Постановка
дальнейших
целей и задач

11. Срок реализации индивидуальной программы развития
12. Подпись родителей ___________________

38

ПРИЛОЖЕНИЕ

Портфолио одаренных детей
Детское портфолио - не обязательный отчетный документ. Они могут иметь разную форму:
копилка достижений, дневник и пр.
Портфолио могут содержать:
титульный лист с анкетными данными (фамилия и имя ребенка, дата рождения, группа
детского сада, которую посещает); фотографией; эмблемой, видом деятельности, к которому
есть способности;
характеристика ребенка (как проявляются способности, как он к ним относится и т.п.);
индивидуальный маршрут (траектория) сопровождения развития ребенка (может быть
представлен в виде плана работы с ребенком и родителями помесячно, поквартально);
рабочие листы и результаты тестирования;
рекомендации психолога;
заполненные родителями анкеты;
сочинения родителей о своем ребенке;
детские работы (рисунки, сочиненные рассказы и стихи, решенные и сочиненные
кроссворды, участие в выставках и концертах, личные достижения — преодоление
психологических барьеров и т.п.);
грамоты, дипломы, медали от воспитателей и других организаторов конкурсов,
соревнований, концертов;
фотографии;
дневник наблюдений (заметки на полях и т.п.) сопровождающего педагога, его
пожелания ребенку, рекомендации родителям.

39

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальный «маршрут» психолого-педагогического
сопровождения одарённого ребёнка
Вид одарённости: ____________________________________________________________________
Наименование учреждения:
Адрес:
Сведения о ребёнке Ф.И.О. ребёнка:
Дата рождения: ______________
Адрес проживания: __________
Краткая характеристика ребёнка

1.
Социальная характеристика семьи.
Ф И О . матери: ______________________
Ф И О . отца: ________________________
Степень участия в воспитании: ________
Условия проживания, условия быта:

2.

Запрос родителей

3.

Цель сопровождения

Задачи:
Возможные риски:
4.
Г руппа сопровождения:
Родители: _________________

Педагоги:

40

5.

Координатор (ФИО)

6.
Организация работы:
(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением
обязанностей)
Получение ____ образования _____ (программа _____ обучения) Основная образовательная
программа дошкольного образования Березовского муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждение «Детский сад № 23 «Золотой ключик».

41

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей
Уважаемые родители! С помощью данного анкетирования Вы поможете дать нам важную
информацию о способностях Вашего ребенка, что позволит более качественно осуществлять
индивидуальный подход к Вашему ребенку.
Считаете ли Вы своего ребенка одаренным? ______________________________________________
Если да, то в чем Вы видите проявления этой одаренности? _________________________________

Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся
(природа, техника, искусство, взаимоотношения людей)? ___________________________________

Рассказывает ли ребенок дома о том, что происходит в детском саду? О чем рассказывает чаще всего
(игры, отдельные виды занятий, взаимоотношения с другими детьми, похвалы, замечания воспитателей и
др.)?

Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких?

Любит ли Ваш ребенок фантазировать, на какие темы его фантазии?

Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется?

Состав семьи с указанием образования и профессии каждого из взрослых, возраста каждого ребенка.

Состав семьи, возраст

Образование

Профессия

42

Если в семье есть школьники, укажите их успеваемость по разным учебным
предметам, сферу их особых интересов. ______________________________________

Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; кто, чем и как
занимается с ним.

Каким Вы хотели бы видеть будущее Вашего ребенка?_

Есть ли у Вас пожелания и предположения относительно его будущей
профессиональной направленности? _____________________________________

Спасибо за участие!

43

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПРОСНИК ПО РАННЕМУ ДЕТСТВУ
Прочтите каждый из следующих пунктов и определите оценку.
Поставьте ( + ) в том месте, которое соответствует вашему выбору:
1 - очень редко или никогда; 2 - редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - почти всегда.
Особенности ребенка
№
1
2
п/п
1
Проявляет большую любознательность в отношении
различных предметов, явлений, событий. Задает
множество вопросов в том числе «почему?», «зачем?»,
«отчего?».
Задает много умных вопросов о том, что обычно
2
маленьких детей не интересует.
3
Точно и правильно использует много слов в своей речи
4
Проявляет способность к очень подробному рассказу или
пересказу историй, фактов.
5
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими
детьми и взрослыми
6
Склонен к серьезным размышлениям. Интересуется
сложными глобальными проблемами (например, может
рассуждать о жизни и смерти и прочее).
7
Легко справляется с загадками и может их придумывать
8
Понимает сложные (для его возраста) определения,
отношения, находит общее в предметах и явлениях, даже
если это неочевидно. Демонстрирует абстрактное
мышление
9
Легко справляется со счетом, простыми арифметическими
действиями.
10 Понимает значение чисел от 1 до 10.
Понимает назначение и способ использования схем, карт
11
лучше, чем его ровесники
Проявляет большой интерес к часам, календарям и может
12
понимать их функции.
13 Проявляет большое желание учиться и приобретать новые
знания, навыки.
14 Проявляет способность к концентрации, сохранению
внимания в течение большего периода времени, чем его
сверстники.
15 Легко схватывает и удерживает большое количество
информации. Запоминает больше подробностей, чем
другие дети.
16 Проявляет острую наблюдательность
17 Проявляет одаренность в области музыки, рисования,
ритмики и других областях искусства.
Спасибо за участие!

3

4

5

44

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
(Вопросы для самопроверки и самооценки вклада родителей в развитие творческого
потенциала ребенка)

Ф.И. ребенка
№ п/п

1.

Содержание

Да,
часто

Иногда

Нет

Незнаю

Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне его.
Приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей
точки зрения полезны для развития ребенка
Обеспечиваете материалами для творчества (бумага,
клей, пластилин и т.д.)
Организуете место для творчества ребенка (стол,
книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место
для рисунков и других работ ребенка,
соответствующее освещение)
Позволяете ребенку использовать старые, ненужные
вещи для создания различных конструкций, поделок
Позволяете изменять привычный порядок вещей в
доме (по своему убирать кровать, комнату, украшать
окно и т.п.)
Контролируете умственные занятия и физическую
нагрузку ребенка, режим дня
Даете ребенку время для работы, размышлений в
одиночестве
Приглашаете специалистов для индивидуальных
занятий музыкой, рисованием, иностранным языком
Организуете посещение ребенком кружков, студий

2.

Активное участие родителей в творческом развитии ребенка
Занятия с ребенком дома:
Отвечаете на вопросы ребенка
Обсуждаете вместе разные проблемы
Читаете ребенку книги

Вместе с ребенком разгадываете загадки, решаете
кроссворды, ребусы и придумываете свои собственные
Рисуете, лепите, вырезаете ножницами
Играете
Конструируете
Совместно с ребенком выполняете работы по дому
Вместе смотрите детские передачи и обсуждаете
увиденное
Слушаете музыку
Устраиваете вместе с ребенком выставки его работ.
Помогаете составлять различные коллекции в
соответствии с его интересами

45

Приобщаете ребенка к тем видам занятий, которые
интересны вам (коллекционирование, рукоделие,
музицирование, игра в шахматы, работы по дереву и
т.д.)
Совместный досуг с ребенком вне дома:
Отдыхаете на воздухе в выходные дни, гуляете во
дворе, ходите в парк, выезжаете за город
Проводите с ребенком свой отпуск, выезжая за
пределы своего города
Занимаетесь с ребенком спортом, физическими
упражнениями, ходите на стадион, посещаете
спортивные соревнования
Устраиваете совместные посещения театров, музеев,
выставок, кинотеатров и пр.
Посещаете библиотеку

3.

Стимуляция творческой активности ребенка
Поощряете его творческую деятельность и создание
творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов,
коллекций, конструкций и т.д.)
Поощряете стремление ребенка исследовать
окружающий мир, помогаете ребенку в поиске
интеллектуальных партнеров среди ровесников и
взрослых, с кем он может обсуждать интересующие
его проблемы (устраиваете встречи, приглашаете их к
себе в дом, ходите в гости)
Показываете ребенку, что вы цените его достижения
Цените в нем личность, уважаете его интересы, даже
если вы не всегда их разделяете

Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе. Ваша
активность и участие в развитии творческой одаренности ребенка:
A. не достаточны, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность
того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут
вам нужное направление для усиления вашего влияния на развитие творческих возможностей ребенка.
B. Сверх достаточны, если в ответах на вопросы анкеты категория «да, часто» выбиралось
значительно больше число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит вы внимательны к личности
своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений, стремитесь максимально использовать свои
знания, умения, материальные возможности во благо своему одаренному ребенку. Но в то же время вас
подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого образный результат, т.е. ваши
усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка.
C. разумны и достаточны, если вы обнаружите баланс ответов «да, часто» и «нет» с небольшим
преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность
ребенка стимулируется по мере возможности. Современным родителям приходится нелегко из-за
нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей
литературы, практических пособий для развития творчества дошкольников.

46

сити

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».