РП Родная лит -ра (рус.) 7 кл. (2022 г.)

Предмет
Уровень
Учитель

Родная литература (русская)_____
__ базовый________________
Новодран Татьяна Владимировна
Класс
7
Срок реализации 2022-2023 учебный год

Количество часов:
Всего_________17____ч.; в неделю _____0,5_______ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе Примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (Русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.
2022 г.

1. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу
ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
-пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- оценивать систему персонажей;
- выявлять особенности языка и стиля писателя, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выделять в произведениях элементы художественной формы
и обнаруживать связи между ними, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений;

- вести учебные дискуссии, представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада,
написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернет.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 КЛАСС
(третий год обучения – 17 часов ).
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5 ч.)
Преданья старины глубокой (2 ч.)
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Города земли русской (1 ч.)
Сибирский край.
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (1 ч.)

Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 час).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (7 ч.)
Праздники русского мира (2 ч.)
Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А.П.Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (3 ч.)
Русские мастера.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
Р.Р. № 2. Сочинение – рассуждение – 1 ч.
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 час).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 5 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч.)
На Первой мировой войне.

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (1 ч.)
Долюшка женская.
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…».
О ваших ровесниках (1 ч.)
Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
Такого языка на свете не бывало.
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…».
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 час).

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
7 КЛАСС (17 ч.)
Блок

Тема

Количество
часов

Модуль программы воспитания «Урочная
деятельность»

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

5

Русские народные песни: исторические и
Преданья старины лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах
глубокой (2 ч.)
вы, ветры, ветры буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
литературе.
А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня
1). И.З.Суриков. «Я ли в поле да не травушка
была…».
А.К.Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Города земли
Сибирский край.
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава
русской (1ч.)
«Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы Родные просторы.
( 1 ч.)
Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из
повести).
Проверочная работа по итогам изучения раздела.

1

День знаний. Международный
день распространения
грамотности.

1

Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет.
Предметные олимпиады.

1

Единый тематический урок,
посвященный Всероссийской акции
«Час кода»

1

Конкурс сочинений «Пусть всегда будет мама!»

1

Семинар: «Прежде чем сделатьподумай!»

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ.

7

Праздники
русского мира
(2 ч.)

Тепло родного
дома (3 ч.)

1

Урок мужества, посвященный окончанию
Второй мировой войны

1

Библиографический урок.

Русские мастера.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

1

Конкурс чтецов «Великое слово»

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

1

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

1

Всероссийская неделя детской и юношеской
книги.
День космонавтики.

Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину). А.П.Чехов. «Казак».

Р.Р. № 2. Сочинение – рассуждение.
Проверочная работа по итогам изучения раздела.

1
1

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША.

5

Загадки русской
души (1 ч.)

Долюшка женская.
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

1

Библиографический урок.
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет.
Предметные олимпиады
Библиографический урок.

1

Урок – сочинение «День ручного
письма».

Лишь слову жизнь Такого языка на свете не бывало.
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
дана (1 ч.)
совсем не старовер…»

1

Библиографический урок.

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Урок памяти Великой Отечественной войны

Повторение изученного материала за курс 7 класса.

1

Библиографический урок.

Итого:

17

О ваших
ровесниках (1 ч.)

Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»
(главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»,
«Про личную жизнь»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».