Предмет _____Родная литература (_русская) _______________________ Уровень _____________базовый____________________________ Учитель___Новодран Татьяна Владимировна______________ Классы________10__________________ Срок реализации 1 год Всего17 ч.; в неделю 0,5 ч. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы по родной (русской ) литературе 10-11 классов . М.:Просвещение,2014 2022 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократическ их и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, го товности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на осн ове личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, кла ссифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты. Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика. Учащиеся должны понимать проблему изученного произведения; связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем; духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов; образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы; эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений. Учащиеся должны уметь: уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений; определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; определять авторскую позицию в произведении; формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку; выразительно читать тексты разных типов; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их; уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста ; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы 2. Содержание учебного предмета 10 класс Проблемно-тематический блок «Личность» (2ч) И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека». Приём самоиронии. Проблемно-тематический блок «Личность и семья»(5ч) И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.«Первая любовь». Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. «Ася». История создания. Проблема счастья в повести. «Ася» как лирическая повесть. Образ «тургеневской девушки».«Стихотворения в прозе»– "гимн вечной жизни Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. А.И. Куприн «Святая ложь». Нравственная проблема в рассказе. Ложь во спасение-святая ложь? Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»(3ч) Д.В. Григорович. Жизнь и творчество. Святочный рассказ «Прохожий» А.И. Куприн повесть «Суламифь». Легенда о любви. Тема любви в рассказе. В.Г. Распутин «Жизнь и творчество». Повесть «Последний срок» Образ матери. Тема «отцов и детей» в повести. Нравственные уроки. В. Быков Жизнь и творчество. «Обелиск» как повесть о войне. «Героями не рождаются». Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (4ч) В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе. Б.Н. Зайцев. Жизнь и творчество. Рассказ «Волки». Трагизм восприятия жизни на рубеже веков. Рассказ «Деревня». Человек и мир в ранних рассказах. Рассказ«Моя жизнь и Диана» Нравственные проблемы в рассказе. В.М. Шукшин Жизнь и творчество. Рассказы «Верую», «Крепкий мужик». Проблема тоски и уныния в рассказах.Рассказы «Сапожки», «Танцующий Шива». Гуманизм в рассказах. Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» (3ч) Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Волшебная сила искусства. Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества. Необразованность и человеческая наивность в рассказе. А.И. Куприн «Гамбринус». Художественный мир рассказа. Гуманистический пафос рассказа. Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Э.Асадов. 3.Тематическое планирование 10класс № п/п Название раздела Количество часов 1 Личность 2 2 Личность и семья 5 3 4 5 Личность – общество – государство Личность – природа – современность Личность – историч – современность Итого 3 4 3 17 Модуль программы воспитания «Урочная деятельность» День знаний. Международный день распространения грамотности. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Предметные олимпиады. Всемирный день приветствий. Урок – общения. Урок – сочинение «День ручного письма». День Российской науки