РП Родная лит-ра (рус.) 10 кл. (2022 г.)

Предмет _____Родная литература (_русская) _______________________
Уровень _____________базовый____________________________
Учитель___Новодран Татьяна Владимировна______________
Классы________10__________________
Срок реализации 1 год
Всего17 ч.; в неделю 0,5 ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе авторской программы по родной (русской ) литературе 10-11 классов . М.:Просвещение,2014
2022 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократическ их и
традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, го товности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на осн ове личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с
меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, кла ссифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание,
элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки,
стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись,
сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм
литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в
произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других
народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:

уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать
тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста ;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные
с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и
общекультурные темы
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность» (2ч)
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда».
Тема «лишнего человека». Приём самоиронии.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»(5ч)
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение
с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.«Первая любовь». Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
«Ася». История создания. Проблема счастья в повести. «Ася» как лирическая повесть. Образ «тургеневской девушки».«Стихотворения в прозе»– "гимн
вечной жизни

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и
обыкновенная и самая ужасная». Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.
А.И. Куприн «Святая ложь». Нравственная проблема в рассказе. Ложь во спасение-святая ложь?
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»(3ч)
Д.В. Григорович. Жизнь и творчество.
Святочный рассказ «Прохожий»

А.И. Куприн повесть «Суламифь». Легенда о любви. Тема любви в рассказе.
В.Г. Распутин «Жизнь и творчество». Повесть «Последний срок» Образ матери. Тема «отцов и детей» в повести. Нравственные уроки.
В. Быков Жизнь и творчество. «Обелиск» как повесть о войне. «Героями не рождаются».
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (4ч)
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Б.Н. Зайцев. Жизнь и творчество. Рассказ «Волки». Трагизм восприятия жизни на рубеже веков.
Рассказ «Деревня». Человек и мир в ранних рассказах. Рассказ«Моя жизнь и Диана» Нравственные проблемы в рассказе.
В.М. Шукшин Жизнь и творчество. Рассказы «Верую», «Крепкий мужик». Проблема тоски и уныния в рассказах.Рассказы «Сапожки»,
«Танцующий Шива». Гуманизм в рассказах.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» (3ч)
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Волшебная сила искусства. Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле
существования человечества. Необразованность и человеческая наивность в рассказе.
А.И. Куприн «Гамбринус». Художественный мир рассказа. Гуманистический пафос рассказа.
Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Э.Асадов.
3.Тематическое планирование 10класс
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1

Личность

2

2

Личность и семья

5

3
4
5

Личность – общество – государство
Личность – природа – современность
Личность – историч – современность
Итого

3
4
3
17

Модуль программы воспитания «Урочная
деятельность»
День знаний. Международный день распространения
грамотности.
Всероссийский урок безопасности школьников в сети
Интернет. Предметные олимпиады.
Всемирный день приветствий. Урок – общения.
Урок – сочинение «День ручного письма».
День Российской науки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».