РП Родная лит-ра (рус.) 11 кл. (2022 г.)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
В результате освоения
предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития;
осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;

давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;


анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;

определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;

анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым
финалом);

анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от
того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных
черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную
постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» составлена по модульному принципу формирования рабочей
программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного
формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями.
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия
русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об произведениях отечественной литературы, их

общественной и культурно-исторической значимости. Проблемно-тематические блоки представлены тремя модулями, в соответствии с
предполагаемыми разделами закрытого банка тем итогового сочинения.
Блок 1. Человек и его внутренний мир
Произведения, связанные с психологией человека, в том числе в ситуации нравственного выбора. Произведения, нацеливающие на
размышления о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Блок 2. Человек, семья и общество
Произведения, нацеливающие на размышления о ценностях семьи и дома, других ценностных ориентирах человека и общества, судьбе
человека, образе его жизни, выборе им жизненного пути, значимой цели и средств ее достижения; о личном и всеобщем, взаимоотношении между
поколениями, социальных и философских проблемах, времени, обществе и эпохе; о причинах войн, влиянии войны на судьбу человека и страны, о
нравственном выборе человека на войне.
Блок 3. Человек, природа, Родина и культура
Произведения, связанные с отношением человека к Родине, культуре, природе, родному языку. Произведения, нацеливающие на
размышления о связи человека с Родиной и причинах разрушения этой связи, о важности сохранения исторической памяти, о роли личности в
истории, об отношении человека к природе, о науке и искусстве (в том числе о литературе как культурном феномене).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Притча «Чему учат книги?». Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек
слеп».
Человек и его внутренний мир
Екимов Б. «Говори, мама, говори». Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему
взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.
Железников В. «Чучело». В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и
предательство, умение бороться за своё место под солнцем.
Грин А. «По закону». Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что
обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса:
"Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в
содеянном, заслуживает прощения.
Человек, семья и общество
Алексин «Домашний совет». Повесть о подлости-незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности
характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид что все люди равны, даже
если они братья.
Солоухин «Под одной крышей». Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей,
поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
Екимов Б. «Глядя на солнце». Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен
расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.

Куприн Александр «Святая ложь». Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать
готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.
Екимов Борис «Ночь исцеления». В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно
закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы
Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и
сохранили родные очаги и семьи.
Тендряков Владимир «Люди или нелюди». Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стад и унижение за содеянное, герой
изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.
Человек, природа, Родина и культура
Платонов Андрей «Иван Великий». Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги
ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов
утверждает важную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»
Васильев Б. «Летят мои кони». В повести поднимаются важные проблемы, одна из них - роль истории в жизни человека и общества.
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Рассказ заставляет нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия
несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только побеждает время.
Крупин В.Н. «Сбрось мешок». Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить
ребёнка видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит его духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться
созерцать природу, находить время любоваться ею. Родители, владеющие этим секретом, обязательно передают его своим детям.
Паустовский К. «Бакенщик». Что значит для человека понятие родины? Что значит любить родную землю? Любить отчизну – значит
ценить красоту родной земли и быть готовым защитить ее от уничтожения.
Проект «Моя золотая полка….»
3. Тематическое планирование
№

Раздел

1.

Введение

2.

Человек и его внутренний мир

3.
4.
5.

Человек, семья и общество
Человек, природа, Родина и культура
Проект «Я читаю….»
Итого

Урочная деятельность

Количество
часов

Устное сочинение «Мой первый школьный день1
День Знаний»
Беседа о Дне пожилого человека и акции «К людям с 3
добром!»
Мини-сочинение «Кто ты, неизвестный солдат?»
Беседа ««Дом, в котором мы живём»
Отзыв на мероприятие «Талантливые искорки школы»

6
5
2
17 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».