РП Физика 8 кл. (2022 г.)

Предмет ___физика________
Уровень ____базовый____
__Раслин Владимир Ефимович____
Класс ___8________________
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего_68__________ч.; в неделю _2 часа________________________________________.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе авторской программы О.Ф. Кабардина «Рабочая программа по
физике. Предметная линия учебников «Архимед. 7-9 классы. – М.:Просвещение, 2014 г.»
Используемый учебник: Кабардин О.Ф. физика 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, издательство
Просвещение, 2014г.

1

2022 г.
Пояснительная записка
Физика - наука о природе, о наиболее общих законах, которым подчиняются все явления в мире.
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в
основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Данная программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода к процессу обучения. В 8 классе планируется изучение
физики на уровне знакомства с природными явлениями, формирования основных физических понятий определения физических величин,
приобретения умений измерять физические величины, применения полученных знаний на практике
Цели изучения физики в основной школе следующие:
 усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
 формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине
мира;
 систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
 формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
 воспитание экологического мышления и ценностного отношения к природе;
 развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических
знаний и выбору физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки .
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.
Данная программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода к процессу обучения.
2







•
•
•
•
•

Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине
мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
воспитание экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических
знаний и выбору физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь
изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерении, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного
маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел,
процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате
теплопередачи или работы внешних сил;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерении, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
3

погрешностей результатов измерений;
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного
маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел,
процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате
теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция,
отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
• умение измерять температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества,
влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное
расстояние и оптическую силу линзы;
• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел
и силы нормального давления, напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи, закона Джоуля-Ленца - и умение применять их на практике;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
• владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики;
• понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
• умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий .
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметнымирезультатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

4

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Электрические явления (27час)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и
полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила
безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
1.Электризация тел.
2.Два вида электрических зарядов.
3.Устройство и принцип действия электроскопа.
4.Закон сохранения электрических зарядов.
5.Проводники и изоляторы.
6.Электростатическая индукция.
7.Устройство конденсатора.
8.Энергия электрического поля конденсатора.
9.Источники постоянного тока.
10.Измерение силы тока амперметром.
11.Измерение напряжения вольтметром.
5

12.Реостат и магазин сопротивлений.
13.Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты
1.
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
3.
Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
4.
Изготовление и испытание гальванического элемента.
5.
Измерение силы электрического тока.
6.
Измерение электрического напряжения.
7.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
8.
Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала.
9.
Измерение электрического сопротивления проводника.
10.
Изучение последовательного соединения проводников.
11.
Изучение параллельного соединения проводников.
12.
Измерение мощности электрического тока.
13.
Изучение работы полупроводникового диода.
Магнитные явления(14ч.)
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации
1. Опыт Эрстеда.
2. Магнитное поле тока.
3. Действие магнитного поля на проводник с током.
4. Устройство электродвигателя.
5. Электромагнитная индукция.
6. Правило Ленца.
7. Устройство генератора постоянного тока.
8. Устройство генератора переменного тока.
9. Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
2. Исследование явления намагничивания вещества.
6

3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
5. Изучение принципа действия электродвигателя.
6. Изучение явления электромагнитной индукции.
7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Возможный объект экскурсии - электростанция.
Электромагнитные колебания и волны.( 9час) Оптические явления.(13ч.)
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы
радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское
зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
3. Принципы радиосвязи.
4. Прямолинейное распространение света.
5. Отражение света.
6. Преломление света.
7. Ход лучей в собирающей линзе.
8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
9. Получение изображений с помощью линз.
10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
11. Модель глаза.
12. Дисперсия белого света.
13. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
2. Изучение явления распространения света.
3. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
7. Наблюдение явления дисперсии света.
7

Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.

3. Тематическое планирование

№
п/п

Разделы

Кол-во
часов
8 класс

1
2
3
4

68
27+14
9
13
5

Электрические явления. Магнитные явления
Электромагнитные колебания и волны.
Оптические явления
повторение

8

Практическая часть
Контрольн
Лабораторн экскурсии Экспериме . работы
ые работы
нт. задания
10
1
9
5
8
7
2
1
1
2
2
1
1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».