РП Физика 9 кл. (2022 г.)

Предмет ___физика________
Уровень ____базовый____
__Раслин Владимир Ефимович____
Класс ___9________________
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего_68__________ч.; в неделю _2 часа________________________________________.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе авторской программы О.Ф. Кабардина «Рабочая программа по
физике. Предметная линия учебников «Архимед. 7-9 классы. – М.:Просвещение, 2014 г.»
Используемый учебник: Кабардин О.Ф. физика 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, издательство
Просвещение, 2014г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь
изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерении, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного
маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел,
процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате
теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция,
отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
• умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую
энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления
вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление,
фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от
времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел
и силы нормального давления, напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
• понимание смысла основных физических законов: законов динамики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и
Архимеда, закона сохранения импульса, закона сохранения энергии, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи,
закона Джоуля-Ленца - и умение применять их на практике;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
• владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями
поставленной задачи на основании использования законов физики;
• понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в
повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
• умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2

В результате изучения физики ученик должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом,
атомное ядро, ионизирующие излучения;
 смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
 смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
 описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,
передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию,
излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов,
взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию,
отражение, преломление и дисперсию света;
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка
времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и
мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,
периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от
времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
 выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
 приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
 проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников
(учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
 сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
 оценки безопасности радиационного фона.

3

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и физические методы изучения природы (1)
Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система
единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Механические явления. Кинематика. Динамика. (23ч)
Механическое движение. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость _- векторная величина. Модуль вектора скорости.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени
движения.
Ускорение - векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости
равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное
ускорение.
Демонстрации
1. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
2 Свободное падение тел.
3 Равноускоренное прямолинейное движение.
4
Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты
1.
Измерение скорости равномерного движения.
2.
Измерение ускорения свободного падения.
3.
Измерение центростремительного ускорения.
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная
величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного
тяготения.
Демонстрации
1.
Явление инерции.
2.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
3.
Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
4.
Измерение силы по деформации пружины.
5.
Третий закон Ньютона.
6.
Свойства силы трения.
7.
Сложение сил.
8.
Явление невесомости.

4

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны (19 ч)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.
Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические
проблемы теплоэнергетики. Возобновляемые источники энергии.
Принцип работы тепловых машин. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.
Устройство и принцип действия холодильника.
Демонстрации
1.
2.
3.
4.
5.
6.

реактивное движение модели ракеты
устройство космической ракеты
превращения энергии при механических колебаниях
устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания
устройство паровой турбины
устройство холодильника

Применение закона сохранения импульса для расчета результата взаимодействия тел. Сравнение изменения потенциальной энергии тела с
изменением его кинетической энергии при движении груза на пружине. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
Применение закона сохранение механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела.Исследование зависимости
периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Участие в обсуждении экологических последствий применения двигателей
внутреннего сгорания и тепловых электростанций.

Квантовые явления(14ч.)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра.
Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции.
Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации
1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2. Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.
5

3. З. Дозиметр.
Лабораторные работы и опыты
1. Измерение элементарного электрического заряда.
2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Строение и эволюция Вселенной (8ч.)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной
системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
1. Астрономические наблюдения.
2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.
3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.

6

3. Тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4
5

Кол-во часов

Лабораторные работы

Контр. работы

68
1
23
19

8

4

4
4

1
1

Разделы
9 класс
Физика и физические методы изучения природы
Механические явления. Кинематика. Динамика.
Законы сохранения импульса и механической
энергии. Механические колебания и волны
Квантовые явления
Строение Вселенной

14
8

1
1
(итоговая за год)

6

Повторение

3

7

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».