СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол от 23 марта 2022 г. № 05 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Ромашкинская средняя школа» И.В.Токаревой от 05 апреля 2022 г. № 86 ПОЛОЖЕНИЕ об итоговой оценке освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» I. Общие положения 1.1. Настоящее положение об итоговой оценке освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» (далее – Положение) разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с действующими изменениями и дополнениями); с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) (утв. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с действующими изменениями и дополнениями); с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286); с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Ромашкинская средняя школа». с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 1.2. Настоящее Положение разработано с целью разъяснения принципов и особенностей организации порядка итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО в условиях реализации ФГОС НОО. 1.3. Термины, используемые в настоящем положении: Оценка результатов - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения младших школьников в учебной деятельности. Система оценки - многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Внутренняя оценка - это оценка на уровне ОО. Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки младших школьников; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий уровень обучения. Накопительная оценка - («портфель достижений») – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы. Комплексная работа - это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей. Она позволяет оценить сформированность универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и других на межпредметной основе. В МБОУ «Ромашкинская средняя школа» проводится в апреле (4-я неделя). «Портфолио» ученика - это индивидуальная папка (портфель), которая характеризует динамику образовательных достижений в предметных, личностных и метапредметных областях в урочной и внеурочной деятельности обучающегося. Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Осуществляется посредством следующих процедур: независимая оценка качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального (ВПР, НИКО и др.) и международного уровней) Итоговая оценка - это оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, необходимых для продолжения образования на уровне ООО. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы (в школе проводятся психолого-педагогические наблюдения, исследования, иллюстрирующие динамику их формирования). II. Формирование итоговой оценки 2.1. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне, выносятся только предметные и метапредметные результаты. 2.2. Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе: 1. результатов промежуточной аттестации за 4 класс по всем учебным предметам; 2. результатов выполнения итоговых контрольных работ по русскому языку и математике; 3. результатов выполнения итоговой комплексной работы на межпредметной основе; 4. результатов оценивания достижений обучающихся на основе анализа «Портфолио» обучающегося. 2.3. Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО, как первой составляющей итоговой оценки, определяются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Ромашкинская средняя школа». 2.4. В качестве результатов итоговых контрольных работ по русскому языку и математике могут быть засчитаны следующие результаты: результаты муниципальных диагностических работ или результаты итоговых контрольных работ, предложенных в рамках УМК; результаты Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) (при условии успешного выполнения работы и получения результата не меньше, чем «3»). В случае неудовлетворительного результата выполнения ВПР, обучающимся предоставляется возможность выполнения внутренней итоговой работы. 2.5. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе является одной из форм оценки метапредметных результатов обучения, проводится в конце обучения по программе начального общего образования с целью оценки способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. 2.6. В структуре итоговых контрольных работ по математике и русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО выделяется две группы заданий: в первую группу (основная часть – 70% объёма работы) входят задания, в которых указан способ решения. Поэтому выполнение этих заданий является обязательным для всех обучающихся, а полученные результаты как показатель успешности достижения обучающимся базового уровня знаний (не менее 50% заданий базового уровня); во вторую группу (дополнительная часть – 30% объёма работы) входят задания повышенного уровня. При анализе и интерпретации результатов выполнения работ предлагаются следующие критерии сформированности умений: минимальный для базового уровня – 50% и оптимальный – от 65% и выше. 2.7. Оценка достижений обучающихся на основе анализа «Портфолио» проводится учителем совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе на основе критериальной сетки (приложение 3) Порядок оформления итоговой оценки освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования 3.1. Результат итоговой оценки освоения ООП НОО фиксируется в индивидуальном оценочном листе обучающегося (Приложение 1) и используется для принятия решения о переводе на следующий уровень общего образования. 3.2. В индивидуальном оценочном листе фиксируются результаты промежуточной аттестации за четвертый класс, результаты итоговых контрольных работ по математике и русскому языку. На основании выставленных отметок, фиксируются итоговые отметки предметных результатов. В оценочном листе содержатся индивидуальные результаты обучающегося, полученные за выполнение итоговой комплексной работы, а также баллы и оценка за демонстрацию предметных, личных и метапредметных достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через «Портфолио» выпускника. Учитель на основании результатов делает вывод об уровне освоения ООП НОО (интерпретация результатов освоения ООП НОО представлена в Приложении 2). При этом накопительная система оценок в оценочном листе характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. Оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. 3.3. Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровневой успешности: базовый уровень – выполнено правильно не менее 50% заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила; повышенный уровень – правильно выполнены не менее 66% задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе; высокий уровень – выполнено правильно не менее 90% заданий базового уровня , обучающимися продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия. 3.4. На основании итоговой оценки делаются следующие выводы о достижении обучающимися планируемых результатов: 1. Выпускник овладел на базовом уровне опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с отметкой «удовлетворительно». III. 2. Выпускник овладел на повышенном (или высоком) уровне опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена отметка «хорошо» или «отлично». 3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования. Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. 3.5. Заполнение индивидуального оценочного листа производится учителем начальных классов / классным руководителем обучающегося. 3.6. Индивидуальный оценочный лист хранится в «Порфолио» обучающегося и в папке личных дел учащихся данного класса (в отдельном файле). 3.7. Заполненный индивидуальный оценочный лист является основанием для принятия педагогическим советом образовательного учреждения решения о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования (о переводе в 5-й класс). 3.8. С целью обеспечения преемственности результаты достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО обучающихся 4 класса анализируются совместно с учителями, планирующими работать в следующем учебном году в данных классе (на заседаниях методических объединений учителей-предметников). Приложение 1 к Положению о об итоговой оценке освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Индивидуальный оценочный лист обучающегося 4 класса МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Фамилия, имя, отчество___________________________________________________ Предметные результаты № 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Учебные предметы 2 Русский язык Литературное чтение Родной язык Литературное чтение на родном языке Математика Иностранный язык (английский) Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Результат промежуточной аттестации Результаты итоговых контрольных работ Итоговая оценка за предметные результаты 3 4 5 Метапредметные результаты Результаты Оценка итоговых «Портфо комплексных лио» работ (баллы/ проценты) 6 7 Итоговая оценка Выпускник овладел на базовом уровне опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебнопрактических задач средствами данного предмета. Выпускник овладел на повышенном / высоком уровне опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования. Учитель начальных классов _______________________________ (Ф.И.О.) Примечание: Вывод заносится в общую характеристику обучающегося. ____________ (подпись) Приложение 2 к Положению о об итоговой оценке освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Выводы об уровне освоения ООП НОО (выводы для использования в характеристике обучающегося) № 1 2 3 4 Наименование уровня освоения Итоговая оценка Ученик овладел на высоком уровне опорной системой знаний, необходимой «отлично» для продолжения образования на следующем уровне. Ученик овладел на повышенном уровне опорной системой знаний, необходимой «хорошо» для продолжения образования на следующем уровне. Ученик овладел на базовом уровне опорной системой знаний, необходимой «удовлетворительно» для продолжения образования на следующем уровне. Ученик не овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения «неудовлетворительно» образования на следующем уровне. Метапредметн ые результаты 90 – 100% заданий базового уровня 66 – 89% заданий базового уровня 31 – 65% заданий базового уровня 0 – 30% заданий базового уровня Приложение 3 к Положению о об итоговой оценке освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Критерии оценивания «Портфолио» обучающегося: Раздел Титульный лист, разделы «Мой мир», «Я и семья», «Содержание» Индикатор - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие фото Раздел «Моя учеба» - Наличие табелей успеваемости, наличие комплексных проверочных работ по классам, наличие проектов. Раздел «Моя общественная работа» - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. Раздел «Мое творчество на уроках и во внеурочной деятельности»» - наличие карт занятости во внеурочной деятельности и в формах дополнительного образования, наличие рисунков, поделок (или их фото), наличие творческих работ (собственные сочинения, стихотворения , книжки-малышки и т.д.) - наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр. –наличие листов достижений Раздел «Мои достижения» Перевод баллов в оценки: Баллы 150- 200 баллов 100 – 150 баллов 50-100 баллов До 50 баллов Баллы - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания (максимально 20 баллов) -1-3 балла за качество обучения по каждому табелю успеваемости соответствующего класса; -1-3 баллов за каждую комплексную работу; - 2-5 баллов – за каждый учебный проект (максимально 80 баллов) - 3-5 баллов - наличие поручения, 3-5 баллов – наличие фото, красочных сообщений на тему (максимально- 10 баллов ) -0- 10 баллов – по картам занятости - 1-10 баллов – за качество выполнения рисунков; - 1-10 баллов – за качество выполнения поделок 1-10 баллов –за творческие работы ( максимально 40 баллов) от 0 до 5 баллов за каждое достижение ( максимально 50 баллов Оценка «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «требует доработки» (неудовлетворительно)