РП Орлята России 2-4 кл. 2023 (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Руководитель МС
_______/Т.А. Цымбалюк
подпись
ФИО
Протокол заседания МС
от 31 августа 2023 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Ромашкинская средняя школа»
___________ Т.А. Степанова
подпись
ФИО
31 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ от 31 августа
2023 г. № 283
Директор МБОУ
«Ромашкинская средняя
школа»
_________И.В.Токарева
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок____«Орлята России»____
Направление __патриотическое
Класс__2_- 4___
Мельничук Наталия Леонидовна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Срок реализации_1 год_
Количество часов:
Всего___34__ч.; в неделю __1__ ч.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Автор-составитель
программы – учитель Мельничук Н.Л. Программа рассмотрена на заседании
методического совета, протокол от _31 августа2023года г. № __3__

2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями:
1) Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования»;
2)
Учебно-методического
комплекса
к Программе развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов
«Орлята России». Методические материалы / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей
редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. –
Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
3) Методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации»
национального проекта «Образование» с целью удовлетворения
потребностей младших школьников в социальной активности и направлена
на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам
деятельности, на формирование социально значимых качеств личности
обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья,
Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к
которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности через уважение национальных традиций народов России,
истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра,
любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность
сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и
религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе;
совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение
отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание
добра и блага другому.

Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на
окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём;
активность, любознательность и самостоятельность в познании,
первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и
социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие
своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе
активное действие и увлекательное приключение!
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории,
культуре,
природе,
развитие
самостоятельности
и
ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовнонравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с
учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому
образужизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость
и потребность в безвозмездной деятельности ради других
людей.7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответс
твенного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуаль
ную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от
аналогичных программ патриотической направленности заключаются:

 в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких
разделов патриотического воспитания;
 использование технологии дифференцированного обучения;
 приобщение воспитанников к проектно-исследовательской
деятельности.
Направленность дополнительной образовательной программы:
патриотическая
Главное в программе
системный подход к формированию
гражданской и патриотической позиции обучающегося, создание условий
для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование
педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение
обучающимися общественно-исторического опыта путем вхождения в
социальную среду, а также выработку индивидуального опыта
жизнедеятельностью.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в
которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся»
может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов
современного мира.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими
школьниками
содержания
учебнометодического комплекса программы «Орлята России» определены в соот
ветствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированн
ыми в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на
российских базовых национальных ценностях:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формировать гуманистические и
демократические ценностные ориентации,
- овладевать
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
-- развитию самостоятельности,
личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни ;
- мотивации к творческому труду, работе на результат,бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
владению методами поиска, переработки, хранения и
передачи информации ;
умению слушать собеседника и вести диалог;
- умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
умению договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- умению использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач ;
-умению определять общую цель и пути ее достижения.
У ученика будут сформированы познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать
объекты, явления по родовидовым
признакам;
- устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию .
У ученика будут сформированы регулятивные УУД:

Обучающийся научится:
планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты
Обучающийся научится:
использовать действия с языковыми единицами для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач ;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными
источниками для понимании
и получения
дополнительной информации;
-применять математические
знания
для решения
учебнопознавательных и учебно- практических задач;
выполнять
элементарные правила
экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и люд
ей,
- Обучающийся получит возможность научиться:
элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению,
записи,
измерению,
опыту, сравнению, классификации и др., с полу
чением информации из семейных архивов,
от
окружающих
людей, в открытом информационном пространстве) ;
устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире;
практическим умениям и навыкам в различных видах художественной
деятельности, а
также в специфических формах
художественной
деятельности,
базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись,
элементы мультипликации и пр.);
- использовать приобретенные знания
и умения
для
творческого
решения несложных творческих, технологических и организационных задач.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный
подход,
позволяющий за период освоения ребѐнком образовательных треков (траек
торий социально –
коммуникационного
развития)
осуществить
качественный
переход
от
«социальной
активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в назва
нии
программы заключѐн
сущностный нравственный идеал
«Орлѐнок России».

Структура построения курса предлагает богатые возможности для
проявления
творческой
энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия
для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено
соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в
них. Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее
пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить
этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7ми трекам.
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уров
ень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
высокая мотивация и интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях.
Сроки реализации трека
«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела.

4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в
данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик
всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно- оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом
на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.

8.Трек «Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека:
семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Построение курса внеурочной деятельности для 2-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей 2-4 классов
начинается с
первой недели учебного года. Каждый трек состоит из 4
занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в
рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для
сохранения смыслов Программы.
Согласно учебного плана на реализацию данной программы во 2-4
классахотводится 34 учебных недели ( 1 час в неделю, 34 часа за учебный
год).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела
Старт программы
Орлѐнок – Лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – Доброволец
Орлѐнок – Спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого

Колво часов
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
3ч
4ч
3ч
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».