РП Подготовка к ЕГЭ (обществознание) 11кл. 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Руководитель МС
_______/Т.А. Цымбалюк
подпись

ФИО

Протокол заседания МС
от 31 августа 2023 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Ромашкинская средняя школа»
___________ Т.А. Степанова
подпись

ФИО

31 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ от 31 августа
2023 г. № 283
Директор МБОУ
«Ромашкинская средняя
школа»
_________И.В.Токарева
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок____« Подготовка к ЕГЭ по обществознанию »____
Направление Общеинтеллектуальное
Класс 11
Ф.И.О. учителя-разработчика Никулина Илона Борисовна
Срок реализации один год
Количество часов:
Всего__34___ч.; в неделю __1__ ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Автор-составитель программы – учитель Никулина Илона Борисовна Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол от 31.
Августа 2023 г. № 3.

2023 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
~ совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска,
анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

2

Содержание курса.
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых
заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (24).
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (5 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития.
Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы
человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные
направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль
Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема
общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития
современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий Части 1 данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы
человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их
контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности
(определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ
научной информации).
Тренинг по выполнению заданий Части 1 по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (3ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус.
Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и
проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная
группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной
политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
3

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной
стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий Части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (4ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные
организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение
труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля,
международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность
труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий Части 1 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее
структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура.
Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм»,
функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных
суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий Части 1 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (4ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.
Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного
права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя
РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий Части 1 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (8ч.).
3.1 Основные модели заданий Части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий Части 1.

4

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий Части 1 с кратким ответом: на определение
существенных признаков ключевых обществоведческих понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение
обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности; на завершение логических
схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,
понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение
обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий Части 2 Особенности заданий 28-31 (2ч).
28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные
модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие
умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по
курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 32-35 (2ч).
32 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий,
типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
33 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного
типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
34 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по
содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие
умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества
35 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по
составлению развернутого ответа. Памятка.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (2ч).
36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных
социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого
эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в
высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции.
Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.)

5

Тематическое планирование
№
пп

Наименование разделов и тем.

Всего часов

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

2

5
4

2.3

Содержательные линии « Человек и обществ»: ключевые понятия и трудные вопросы
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек.
Познание»
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

4

2.5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении
основных теоретических вопросов
«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные
вопросы
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.

4

2.
2.1
2.2

2.6
3

24

3

4

8

3.1
3.2

Основные модели заданий Части 1 и проверяемые умения
Общая характеристика заданий Части 2. Особенности заданий 28-31

1
2

3.3
3.4

Специфика заданий 32-35
Эссе (задание 36) как творческая работа выпускника

2
2

3.5

Итоговая

1

зачетная работа

Итого

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».