Программа Школы ответственного родительства

Пояснительная записка

1.
Актуальность программы
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в
нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в
социокультурной среде.
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные
воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как
воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно,
ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.
В современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в
области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддиктивного поведения
подростков и старших школьников. Семья – одна из необходимых и основных ступеней
бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка,
приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и
самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает
фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется
связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из
биологического состояния к социальному, его становление как личности и
индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от
которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в
котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика
подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно,
сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале
и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы
в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы
совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение
педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более
эффективной системы социально-психологического сопровождения семьи, построения
новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.
Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений,
происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой
педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая
система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому
образованию, повышению педагогической культуры, связанной:
– с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

– со спецификой процесса его личностного становления и профессионального
самоопределения;
– с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического
просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный
уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими
блоками:
1.
Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа
жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
2.
Обновление
системного
психолого-педагогического
сопровождения
родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной
функции семьи.
3.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации
жизненного затруднения его семьи.
Ответственное родительство – совокупность родительских качеств, чувств,
знаний и навыков, касающихся воспитания, развития ребенка с целью обеспечения
процесса формирования здоровой и зрелой личности.
Ответственному родительству как деятельности, как и всем видам деятельности,
надо учиться. В этом и необходимо педагогическое сопровождение. Как известно, семьёй
невозможно управлять извне, семьей невозможно руководить со стороны. А
сопровождение семьи возможно и необходимо. Ни отец, ни мать не откажутся от
высококвалифицированной педагогической помощи в решении проблемных вопросов в
воспитании.
Нормативно-правовые основания программы:
«Школа ответственного родительства» – форма родительского всеобуча,
обеспечивающего подготовку родителей к роли первых педагогов своего ребенка в
соответствии с:
« Законом РФ «Об образовании» (ст. 18, п. 1): «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте»;
– Семейным кодексом РФ (ст. 63): «Родители несут ответственность за воспитание
и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии своих детей»;
– Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года;
– основными целями и задачами образования.
Практическая направленность
Программа проводится в рамках родительского всеобуча, целью которого является
повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, развития, обучения
учащихся.

Адресат:
Родители, педагоги школы.
Продолжительность программы: проводится в течение учебного года
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Стратегическая цель программы – создание открытой психолого-педагогической
системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего
поколения.
Практическая цель – оказание помощи семье в преодолении трудностей в
воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях
своих детей.
Задачи:
– установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное
взаимодействие семьи и школы;
– оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении
детей;
– привлечение родителей к управлению школой;
– обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
– установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными
органами
по охране прав детей и семьи в целом;
– организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся,
формирование
активной педагогической позиции родителей.
Принципы:
первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую
очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические
и др.) факты);

практикоориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в
жизни);

взаимного
сотрудничества
и
взаимоуважения
(доверительные
взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск
решения возникающих проблем воспитания детей);

развития
(личности,
системы
отношений
личности,
процессов
жизнедеятельности);

гуманизации отношений и общения;

системности воспитательных воздействий на ребёнка;




преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта

ребёнка;


сотрудничества по созданию образа Человека.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с
семьей:
– паспортизация семей и детей группы «социального риска»;
– составление характеристик данной категории семей;
– организация углубленной диагностики (педагогической, социальнопедагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей,
воспитывающихся в ней;
– использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и
индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории;
– повышение педагогической компетентности родителей и воспитательного
потенциала семьи, воспитание ответственного родительства через разработку классными
руководителями программ родительского образования для каждого класса, построенных с
учетом результатов диагностики, особенностей социума;
– организация совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и
детей;
– выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта
семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;
– оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической
компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного
родительства;
– активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у
детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских
отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;
– профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в
организации социально-педагогической поддержки детей данной группы семей, а также в
реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.
Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов.
Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей
в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов
образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике
аналитико-диагностический этап. Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа
определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый
результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и
потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие
критерии успешной реализации программы повышения воспитательного потенциала семьи
на практике. Затем – реализация самой программы (деятельностный этап). Опыт
проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где

коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с
групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов
– психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс
повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в
воспитательную работу с детьми в классе и соседско-соседской общности, во взаимообмен
опытом по семейному воспитанию, проведение педагогических практикумов с элементами
социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и
решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием
специалистов.
И, наконец, на рефлексивном этапе проводится совместная оценка полученных
результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание.
Методы и формы работы:











беседа;
занятия;
просвещение через родительские встречи
совместные творческие дела и мероприятия;
родительские собрания;
индивидуальные тематические консультации;
социологические опросы, диагностика родительских интересов;
индивидуальные собеседования с родителями выпускников;
совместная реализация классных и конкурсных социально-образовательных
проектов;
управляющий совет, общешкольный родительский комитет.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы школы ответственного родительства его участники
могут овладеть:
– теоретической информацией о воспитании и развитии детей соответственно их
возрасту;
– методами и приемами восстановления семейных традиций;
– обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;
– создавать условия для психологического климата в семье;
– грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.
– позитивно эмоционально воспринимать особенности детей и помогать в развитии
способностей;
– использовать технологии грамотного питания, закаливания, физического воспитания,
– формировать ценностное отношение к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему
работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и
родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Тематический план программы
«Школа ответственного родительства»
Сроки
№

Перечень тем

1.

Блок занятий с родителями школьников (в
формах – семинар, классное родительское
собрание, психологическая игра, собраниедиспут, родительский лекторий, семейная
гостиная, встреча за круглым столом, вечер
вопросов и ответов, тренинг для
родителей) по темам:

1.1.

1.ФГОС и Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России о семье как
базовой ценности.
Трактовка содержания семейного
воспитания в ФГОС (любовь и верность,
здоровье, достаток, почитание родителей,
забота о старших и младших, забота о
продолжении рода)

1.2

2. Правовые аспекты, связанные с
ответственностью родителей за воспитание
детей. Административная и уголовная
ответственность несовершеннолетних и их
родителей

1.3

3. Встречи-беседы со специалистами
(психолог, детский гинеколог, нарколог,
юрист и др.)

проведения

Исполнители

Сентябрь –
май

1-11 кл.
Сентябрь

Классные
руководители

1-11 кл.
Октябрь

Классные
руководители,
инспектора ОДН
УВД (по
согласованию)

1-11 кл.
В течение
года

Классные
руководители

I КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их
ребенок пошел в I класс, или вновь за
школьной партой

1.4

Цель: ознакомить родителей с психологопедагогическими особенностями развития
детей младшего школьного возраста,
предложить практические рекомендации.

1 класс
В течение
года

Классные
руководители

Тема 2. Трудности адаптации
первоклассников к школе. Как их преодолеть
Цель: ознакомить родителей с трудностями
периода адаптации детей к школе в первый
год обучения, предложить практические
советы по их устранению.
Тема 3. Учение – основной вид деятельности
младшего школьника. Как родителям помочь
ребенку в учебе
Цель: обозначить проблемы детей в учебе;
дать рекомендации по организации помощи
ребенку в учебе.
Тема 4. Воспитание ребенка в эру хай-тека
(ранняя профилактика экранной
зависимости).
Цель: выявить позитивное и негативное
влияние телевидения, компьютерных
технологий на развитие детей младшего
школьного возраста.
II КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их
ребенок пошел во II класс
Цель: ознакомить родителей с
особенностями развития детей – учеников
второго класса, предложить практические
рекомендации по воспитанию детей данного
возраста.
Тема 2. Индивидуальные особенности детей
младшего школьного возраста
Цель: предложить рекомендации родителям
по выявлению и развитию индивидуальных
особенностей детей.
Тема 3. Самооценка младшего школьника
1.5

2 класс
В течение
года

Классные
руководители

Цель: предложить родителям способы
формирования у младшего школьника
адекватной самооценки.
Тема 4. Роль семьи и школы в воспитании
здорового поколения
Цель: предложить информацию о
направлениях сохранения здоровья
школьника; дать рекомендации по
воспитанию здорового ребенка.
III КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их
ребенок пошел в III класс
Цель: ознакомить родителей с
особенностями развития учащихся третьего
класса.
Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего
школьника
Цель: предложить родительскому
коллективу способы формирования
самосознания и образа «Я» детей младшего
школьного возраста.
Тема 3. Методы семейного воспитания.
Наказание и поощрение в семье: за и против
Цель: определить оптимальные методы
воспитания ребенка в семье.
Тема 4. Страхи детей и пути их преодоления

1.6

Цель: выявить причины страха детей
младшего школьного возраста; предложить
пути их преодоления.

3 класс
В течение
года

Классные
руководители

IV КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их
ребенок пошел в IV класс

1.7

Цель: ознакомить родителей с
особенностями развития учащихся

4 класс
В течение
года

Классные
руководители

четвертого класса; определить стратегию
поведения родителей.
Тема 2. Организация свободного времени
детей младшего школьного возраста
Цель: проанализировать возможные формы
организации свободного времени детей,
совместного отдыха родителей и детей.
Тема 3. Ребенок среди сверстников
Цель: дать представление о роли коллектива
в жизни ребенка; предложить рекомендации
по развитию коллективизма у ребенка.
Тема 4. Развитие у детей самостоятельности,
важной для дальнейшего обучения
Цель: оценить развитие самостоятельности
учащихся; дать рекомендации родителям по
развитию у детей самостоятельности.
V КЛАСС
Тема 1. Возрастные особенности подростка
Цель: ознакомить родителей с
психофизиологическими особенностями
детей 11-12 лет; рассмотреть влияние
родителей на формирование «Образа Я»
подростка.
Тема 2. Развитие внимания и памяти
школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемой
развития внимания подростков; рассмотреть
основные процессы памяти.
Тема 3. Особенности темперамента
школьника-подростка
Цель: обсудить с родителями особенности
темперамента школьника; рассмотреть
различные типы темперамента учащихся
класса.
Тема 4. Мотив как регулятор поведения
1.8

5 класс
В течение
года

Классные
руководители

Цель: ознакомить родителей с
проблемой формирования мотивации
подростка; рассмотреть влияние мотивации
на успешность обучения школьника.
VI КЛАСС
Тема 1. Воспитание характера школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемами
воспитания характера школьника-подростка.
Тема 2. Самооценка школьника-подростка
Цель: рассмотреть с родителями проблему
формирования самооценки подростка.
Тема 3. Ориентация школьников на ценности
семьи
Цель: определить роль семьи в
формировании ценностных ориентаций
школьников.
Тема 4. Проблемное поведение подростков

1.9

Цель: ознакомить родителей с проблемным
поведением подростков; определить роль
родителей в предупреждении

6 класс

отклоняющегося поведения подростков.

года

В течение

Классные
руководители

VII КЛАСС
Тема 1. Межличностное общение подростков
Цель: изучить психолого-педагогические
особенности межличностного общения детей
подросткового возраста.
Тема 2. Агрессивный ребенок – причины
появления проблемы. Физическое насилие и
его влияние на развитие ребёнка
Цель: обсудить проблему агрессивного
поведения подростка.
Тема 3. Ориентация подростка на социально
значимые ценности
1.10

7 класс
В течение
года

Классные
руководители

Цель: определить роль семьи в
формировании общечеловеческих ценностей
подростков.
Тема 4. Право, ребенок и его окружение
Цель: ознакомить родителей с основным
правовым статусом ребенка в семье, его
особенностями.
VIII КЛАСС
Тема 1. Конфликты и пути их решения
Цель: ознакомить родителей с проблемой
возникновения конфликтов и определить
пути решения конфликтных ситуаций.
Тема 2. Детско-родительские отношения
Цель: обсудить с родителями типы
отношений, складывающихся между ними и
детьми.
Тема 3. Воспитание
толерантности подростка
Цель: ознакомить родителей с проблемой
формирования толерантного подростка.
Тема 4. Суициды как крайняя форма
отклоняющегося поведения

1.11

Цель: ознакомить родителей с
особенностями суицидного поведения
подростков; обсудить основные
направления работы по предупреждению
суицида.

8 класс
В течение
года

Классные
руководители

IX КЛАСС
Тема 1. Возрастные особенности развития
девятиклассника
Цель: раскрыть основные особенности
развития девятиклассника
Тема 2. Путь к согласию, или как разрешить
конфликт
1.12

9 класс
В течение
года

Классные
руководители

Цель: ознакомить родителей с проблемой
возникновения конфликтов; дать
рекомендации по преодолению конфликтов с
детьми. Пути разрешения конфликтных
ситуаций.
Тема 3. Профессиональное самоопределение
Цель: определить роль семьи в
профессиональном становлении.
Тема 4. Психологическая готовность к ОГЭ
Цель: познакомить родителей с
компонентами психологической готовности
к экзамену, дать рекомендации к подготовке
успешной сдачи экзамена..
X КЛАСС
Тема 1. Психологические особенности
развития личности старшеклассника
Цель: ознакомить родителей с
психологическими особенностями личности
старшеклассника.
Тема 2. Ценностные ориентиры
современных старшеклассников
Цель: ознакомить родителей с ценностными
ориентирами современных
старшеклассников и способами их развития.
Тема 3. Роль семьи на этапе
самоопределения старшего школьника
Цель: помочь родителям осознать ведущую
роль семьи в жизни старшего школьника.
Тема 4. Жизненные сценарии детей.
Профессиональная
ориентация старшеклассников

1.13

Цель: обеспечить родительское
сопровождение жизненного и
профессионального самоопределения
старшеклассника.

10 класс
В течение
года

Классные
руководители

XI КЛАСС
Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком
происходит, а то, как он переживает
ситуацию
Цель: обеспечить акцентирование внимания
родителей на конструктивном восприятии
стресса.
Тема 2. Психологическая готовность к ЕГЭ
Цель: подготовить родителей к
психологическому сопровождению детейвыпускников в период проведения ЕГЭ.
Тема 3. Жизненные сценарии детей.
Профессиональная ориентация
старшеклассника
Цель: обеспечить родительское
сопровождение жизненного и
профессионального самоопределения
старшеклассника.
Тема 4 . Воспитание в семье уважения к
закону, развитие гражданственности и
патриотизма

1.14

Цель: включить родителей в воспитание
гражданственности и патриотизма.

11 класс
В течение
года

Классные
руководители

Содержание тематики родительских встреч:
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс. Вновь за
школьной партой
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития
детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.
Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии
детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в
школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста.
Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у

детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников:
учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого
возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития
ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из
непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в произвольно
регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших
школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство,
строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость,
клоунада. Стратегия поведения родителей.

Тема 2. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть
Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в
первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.
Первый класс – праздник и стресс. Психологические трудности адаптации
первоклассников к школе. Физиологические трудности адаптации первоклассника к школе.
Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность,
вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и
работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств
личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость,
работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода
к школе.

Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям
помочь ребенку в учебе
Цель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации
помощи ребенку в учебе.
Новая социальная позиция: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной
деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая
стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения.
Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Почему особенно важно на
первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации по
оказанию помощи ребенку в учебе, при подготовке домашнего задания. Советы родителям
для поддержания познавательного интереса в домашних условиях.

Тема 4. Воспитание ребенка в эру хай-тека (ранняя профилактика экранной
зависимости).

Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения, компьютерных
технологий на развитие детей младшего школьного возраста.
Раскрыть особенности влияния телевидения, компьютерных технологий на
психическое развитие ребёнка. Рекомендации по соблюдению безопасности при
пользовании гаджетами.
II КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго
класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.
Осознанность процесса учения. Особенности мотивации учения данного возраста.
Уверенность во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками. Подражательность
второклассников. Рефлексия как новообразование возраста. Доминирование нагляднодейственного и наглядно-образного мышления у детей данного возраста. Начальный
период формирования способности к саморегуляции внешней и внутренней. Трудности в
воспитании, работе, общении с учащимися-второклассниками и возможные пути решения
этих проблем.

Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Цель: предложить рекомендации
индивидуальных особенностей детей.

родителям

по

выявлению

и

развитию

Внутренний мир ребенка. «Область достижений» и «область ограничений».
Особенности характера ребенка младшего школьного возраста. Индивидуальный подход к
ребенку и его возможностям. Компенсация недостатков и развитие талантов. Способности
ребенка и пути их развития. Помощь ребенку со стороны родителей, учителя в развитии его
индивидуальности.

Тема 3. Самооценка младшего школьника
Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника
адекватной самооценки.
Самооценка и ее влияние на развитие личности младшего школьника. Оптимальный
уровень самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Следствия завышенной,
заниженной, адекватной самооценки. Пути формирования адекватной самооценки
младшего школьника. Причины формирования неадекватной самооценки ребенка:
попустительский стиль воспитания, потакание капризам, необъективная похвала,
равнодушие к проблемам ребенка, пренебрежение успехами ребенка и др. Способы
коррекции самооценки. Правила повышения самооценки. Влияние родительской любви

(нелюбви) к ребенку на формирование его самооценки. Сравнение успехов ученика с его
собственными (вчерашними) как важнейший фактор формирования адекватной
самооценки.
Тема 4. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать
рекомендации по воспитанию здорового ребенка.
Физическое, психическое и душевное здоровье младшего школьника. Роль семьи и
школы в воспитании здорового поколения. Факторы сохранения физического здоровья
школьников: условия жизни, соблюдение режима труда и отдыха, укрепление иммунной
системы, отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание и др. Причины
нарушения психического здоровья младшего школьника: нагрузки, страх, переутомление.
Способы сохранения психического здоровья: физические упражнения, занятие различными
видами искусств, прогулки и др. Правила сохранения душевного здоровья. Идея бережного
отношения к здоровью как внутреннее убеждение младшего школьника.
III КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся третьего класса.
Особенности психического развития учащихся третьего класса: увеличение объема,
скорости переключения внимания; устойчивость и концентрация внимания; развитие
словесно-логического и образного мышления, способности решать задачи в трех планах:
практическом, образном и словесно-логическом (вербальном); способность управлять
собой и внешне – своим открытым поведением, и внутренне – своими психическими
процессами и чувствами. Усложнение взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями.
Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника
Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания и
образа «Я» детей младшего школьного возраста.
Ведущая потребность ребенка младшего школьного возраста – быть школьником
(стремление соответствовать роли школьника, желание быть успешным в учебе,
ориентация на признание себя в качестве школьника сначала учителем, позже –
сверстниками). Самосознание ребенка и образ «Я» – его отношение к миру и людям.
Нравственное развитие как результат повседневного опыта. Пути освоения этики
поведения. Способность ребенка быть ответственным. Психологические критерии
нравственного развития. Анализ формирующих педагогических ситуаций.
Тема 3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.
Классификация методов воспитания: методы убеждения, методы воспитания
привычного поведения (методы упражнения); методы формирования эмоциональноволевой сферы личности (методы стимулирования). Методы поощрения. Методы
наказания. Как выбрать оптимальный метод воспитания ребенка в семье. Согласованность
родителей в выборе методов семейного воспитания.
Тема 4. Страхи детей и пути их преодоления
Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста; предложить пути
их преодоления.
Объекты страха ребенка младшего школьного возраста. Страхи ребенка и
особенности воспитания. Классификация возможных причин страха детей младшего
школьного возраста по Т.Н. Васильевой. Способы преодоления страха детей.
IV КЛАСС

Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся четвертого класса;
определить стратегию поведения родителей.
Интеллектуализация и произвольность психических процессов учащихся четвертого
класса. Сформированность внутренней мотивации к обучению, адекватной самооценки,
осознанности своих изменений в результате учебной деятельности. Относительная
независимость от родителей. Предпочтение общения с друзьями, одноклассниками
общению со взрослыми. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение
содержания внутренней позиции. Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное
состояние четвероклассника: успехи в учебе, отношения с учителями, место в системе
деловых и личностных взаимоотношений класса, степень реализации его способностей в
коллективе сверстников. Начало зарождения новых социальных отношений: дети
оценивают мир взрослых и переносят его правила в мир общения со сверстниками.
Физиологические изменения в организме ребенка и их влияние на восприятие мира и
самого себя. Задачи родителей: сохранить духовную связь с детьми, стать им старшими
друзьями, наставниками.

Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей,
совместного отдыха родителей и детей.

Пути организации содержательной деятельности, целесообразной организации
времени ребенка в течение дня: четкий распорядок дня и его выполнение; создание
информационно-игровой среды; направление ребенка на целевое использование времени;
поощрение целесообразного и разумного выбора занятий, игр; поощрение увлеченности
ребенка каким-либо занятием на примере своей увлеченности; разумное использование
телевизора, магнитофона и других технических средств. Формы совместного отдыха
родителей и детей: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная
деятельность, совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Тема 3. Ребенок среди сверстников
Цель: дать представление о роли коллектива в жизни ребенка; предложить
рекомендации по развитию коллективизма у ребенка.
Детский коллектив и его значение в развитии личности. Проблемы самочувствия
ребенка в коллективе: мальчики и девочки. Потребности ребенка в признании и
самореализации. Поиск референтной группы. Проблемы лидерства. Развитие способности
к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в
налаживании отношений со сверстниками (наблюдать за ребенком во время его общения со
сверстниками; организовывать совместную деятельность ребенка с его сверстниками;
контролировать повышение уровня его возбуждения; обращать внимание на трудности
ребенка в соблюдении очередности в игровых действиях; при встрече с учителем обсуждать
проблемные вопросы воспитания ребенка).
Тема 4. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
Цель: оценить развитие самостоятельности учащихся; дать рекомендации родителям
по развитию у детей самостоятельности.
Самостоятельность как личностное качество ребенка. Критерии и показатели
самостоятельности. Дилемма доверия – недоверия, возникающая при воспитании
самостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и
возможные отрицательные следствия при неудачном решении. Способы, приемы, средства
воспитания самостоятельности у детей данного возраста. Использование коллективных
форм организации учения и труда детей в начальных классах школы для развития
самостоятельности.
Методические рекомендации
Рекомендуется один раз в год проводить встречу с родителями в форме презентации
семейного опыта, способствующей использованию позитивного опыта благополучных
семей в воспитании детей.

Тематические, индивидуальные и групповые консультации проводятся по запросам
самих родителей либо при возникновении проблем, носящих конфиденциальный характер
и требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в
тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических
консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант
решения проблемы. Родители должны уйти после консультации, получив конкретные
рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации
необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно
выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию,
должна рассматриваться с различных позиций: ребенка, родителей, педагога, окружения.
Во время консультации ни в коем случае нельзя сравнивать родителей и детей друг с
другом, важно общение в доброжелательной атмосфере.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
V КЛАСС
Тема 1. Возрастные особенности подростка
Цель: ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей 11-12
лет; рассмотреть влияние родителей на формирование «Образа Я» подростка.
Психологические и физиологические особенности детей 11-15 лет. Социальные
отношения подростков. Формирование системы ценностей в возрасте 11-15 лет.
Особенности общения подростка со сверстниками. Участие в общественно необходимой
работе. Формирование «Образа Я» подростка. «Чувство взрослости». Самосознание
подростка. Особенности поведения подростка.

Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемой развития внимания подростков;
рассмотреть основные процессы памяти.
Природа и сущность внимания. Основные функции внимания. Свойства внимания:
объем, сосредоточенность, распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Создание необходимых
условий, обеспечивающих произвольное сосредоточение внимания школьников. Память
как основа психической деятельности подростка. Виды памяти (произвольная,
непроизвольная). Кратковременная, долговременная, оперативная и промежуточная
память. Что такое забывание. Факторы забывания. Формы воспроизведения. Причины
расстройства памяти. Тренировка памяти школьника-подростка.
Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка

Цель: обсудить с родителями особенности темперамента школьника; рассмотреть
различные типы темперамента учащихся класса.
Темперамент как врожденные характеристики человека со стороны динамических
особенностей его психической деятельности. Типы темперамента: холерик, сангвиник,
флегматик, меланхолик. Роль темперамента в труде и учебе. Пути приспособления
темперамента к требованиям деятельности. Влияние темперамента на способы поведения
и общения, на продуктивность учебной деятельности. Мыслительный, художественный и
средний типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов).

Тема 4. Мотив как регулятор поведения
Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования мотивации подростка;
рассмотреть влияние мотивации на успешность обучения школьника.
Мотив как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его
поведения, деятельности. Мотивация как многоуровневая система побудителей,
включающая потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции,
нормы, ценности и др. Потребность и ее удовлетворение. Мотив как побуждение к
активности. Мотивационная сфера подростка.
VI КЛАСС
Тема 1. Воспитание характера школьника
Цель: ознакомить родителей с проблемами воспитания характера школьникаподростка.
Характер как каркас личности, в который входят наиболее выраженные и тесно
взаимосвязанные свойства личности, проявляющиеся в поведении человека, в
определенном отношении к себе, к людям, к порученному делу. Взаимосвязь характера и
волевых качеств школьника-подростка. Связь темперамента с характером. Черты характера
как особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах
деятельности и по которым можно судить о возможных поступках. Общие и частные
свойства характера. Акцентуации характера. Особенности поведения подростка в
зависимости от акцентуации.

Тема 2. Самооценка школьника-подростка
Цель: рассмотреть с родителями проблему формирования самооценки подростка.
«Я-концепция» как обобщенное представление о себе самом. Более отчетливый
характер «Я-концепции» в подростковом возрасте. Найти себя – главная задача. Эгоидентичность как целостное представление о себе. Влияние самооценки на социальную
адаптацию подростка. Формирование самооценки в процессе деятельности и

межличностного взаимодействия. Влияние отношений родителей, положение среди
сверстников, отношение педагогов к самооценке подростка. Адекватная и неадекватная
самооценка. Влияние на уровень притязаний удачи и неудачи, успехи и неуспехи
школьника. Фрустрации.
Тема 3. Ориентация школьников на ценности семьи
Цель: определить роль семьи в формировании ценностных ориентаций школьников.
Семья как малая социальная группа. Стиль родительских отношений и его влияние на
развитие ребенка. Контакт с ребенком как необходимое условие семейного воспитания.
Позиции родителей по отношению к ребенку. Нравственные основы семьи. Семейный долг.
Дети – главная нравственная ценность семьи. Уважительные отношения в семье.
Психологический климат семьи и пути его формирования. Трудовая атмосфера и эстетика
опыта семьи. Воспитание трудолюбия подростка. Место искусства в жизни современной
семьи. Идейные ценности семьи.
Тема 4. Проблемное поведение подростков
Цель: ознакомить родителей с проблемным поведением подростков; определить роль
родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
Проблемное поведение – девиантное, асоциальное и отклоняющееся поведение.
Асоциальное поведение – устойчивое отклонение от социальных норм. Социальные
отклонения корыстной направленности. Социальные отклонения агрессивной ориентации.
Отклонения социально пассивного типа.
VII КЛАСС
Тема 1. Межличностное общение подростков
Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения
детей подросткового возраста.
Общение как социальный процесс, осуществляемый внутри определенной
социальной общности. Социальность общения. Трудности общения. Интенсивное развитие
общения в подростковом возрасте. Конфликты между подростками, основные причины
конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов. Отношения со сверстниками как
равнопартнерские, управляемые нормами равноправия. Актуализация интересов
потребностей в межличностном общении подростков. Товарищеские и дружеские
отношения. Общение как самостоятельный вид деятельности. Лидерство в группах
подростков. Возникновение интереса к другому полу. Романтические отношения.

Тема 2. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие
и его влияние на развитие ребёнка

Агрессия как мотивированное деструктивное поведение, пpoтивopeчащее нормам и
правилам существования людей в обществе. Причины появления агрессии. Влияние
характера наказаний на агрессивное поведение детей. Ребёнок с признаками агрессивного
поведения. Агрессия как отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно
реагировать на происходящие вокруг события. Проблемы агрессивных детей.
Эмоциональный мир агрессивных детей. Способы контроля поведения ребёнка:
позитивный, негативный и нейтральный.

Тема 3. Ориентация подростка на социально значимые ценности
Цель: определить роль семьи в формировании общечеловеческих ценностей
подростков.
Ценности как отражение взаимосвязи личности и общества. Переоценка и
утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в обществе. Жизнь, человек,
красота, познание, труд – основные группы социально значимых ценностей. Негативные
тенденции и противоречия в формировании ценностных ориентаций подростков. Причины
возникновения негативных ориентаций. Восхождение личности к ценностям общества,
логика развития этого процесса. Условия формирования общечеловеческих ценностей
подростков. Роль семьи в ориентации подростков на социально значимые ценности.

Тема 4. Право, ребенок и его окружение
Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его
особенностями.
Права ребенка при разводе родителей. В каких случаях решения должны приниматься
только с согласия ребенка. Какое имущество может находиться в собственности ребенка.
Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка. Куда ребенку обратиться за
защитой своих прав, если он попал в трудную жизненную ситуацию.
Чем опасны азартные игры. Что делать ребенку, чтобы не стать агрессивным и не
нарушить закон. Как поступать с вымогательством. Имущественный ущерб.
VIII КЛАСС
Тема 1. Конфликты и пути их решения
Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов и определить
пути решения конфликтных ситуаций.
Конфликт как столкновение, разногласие, спор. Типология конфликтов: когнитивный
(борьба точек зрения), межличностный, конфликт между личностью и группой,
межгрупповой и социальный. Деструктивные и конструктивные конфликты.
Внутриличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

настойчивость, уклонение или уход от конфликта, приспособление или уступчивость,
компромисс, сотрудничество. Позиция родителей в разрешении конфликтной ситуации.

Тема 2. Детско-родительские отношения
Цель: обсудить с родителями типы отношений, складывающихся между ними и
детьми.
Роль матери в развитии эмоциональной сферы подростка, в воспитании его моральнонравственных качеств. Роль отца как воспитателя дисциплины и независимости, как друга.
Материнская и отцовская любовь. Отношения между матерью и отцом и их влияние на
формирование личности. Воспитание в семье с устойчивыми супружескими отношениями.
Конкуренция между детьми, ее причины. Основные типы отношений родителей к ребенку
с точки зрения дистанции между ними: «оптимальная дистанция» (уважение),
«сокращенная дистанция» (слияние), «увеличенная дистанция» (отчуждение). Стили
взаимоотношений: авторитарный, демократический.

Тема 3. Воспитание толерантности подростка
Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования толерантного подростка.
Понятие и сущность толерантности. Социокультурная толерантность и ее
характеристики; этническая толерантность: ее сущность и особенности. Границы
толерантности; интолерантность и формы ее проявления. Воспитание толерантности:
принципы воспитания толерантности (культурологические, аксиологические, личностно
ориентированные, этнопедагогические, диалогические). Образ толерантной личности.
Факторы, влияющие на воспитание толерантной личности. Методы, формы и средства
воспитания толерантности. Роль родителей в воспитании толерантного подростка. Влияние
семьи на формирование толерантных качеств личности.

Тема 4. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
Цель: ознакомить родителей с особенностями суицидного поведения подростков;
обсудить основные направления работы по предупреждению суицида.
Суицидное поведение как форма активности, направляемой на лишение себя жизни,
и как средство разрешения личностного кризиса в условиях конфликта. Психологический
кризис. Внутренние и внешние формы суицидного поведения. Лично-семейные
конфликты; конфликты, обусловленные состоянием здоровья; конфликт, связанный с
антисоциальным поведением; конфликт, обусловленный материально-бытовыми
трудностями. Механизм суицидного поведения. Признаки надвигающегося суицида:
скрытый гнев, тяжелая потеря, чувство беспомощности. Профилактика самоубийства.

IX КЛАСС
Тема 1. Возрастные особенности развития девятиклассника
Цель: раскрыть основные особенности развития девятиклассника
Ведущий вид деятельности, новообразования. Основные моменты в личностном
развитии.

Тема 2. Путь к согласию, или как разрешить конфликт
Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов; дать
рекомендации по преодолению конфликтов с детьми. Пути разрешения конфликтных
ситуаций. Конфликт, конструктивные стратегии разрешения.

Тема 3. Профессиональное самоопределение
Цель: определить роль семьи в профессиональном становлении.
Профессиональное самоопределение, этапы становления.

Тема 4. Психологическая готовность к ОГЭ
Цель: познакомить родителей с компонентами психологической готовности к
экзамену, дать рекомендации к подготовке успешной сдачи экзамена.
Психологическая готовность. Компоненты: интеллектуальный, эмоциональный.
Техники тренировки эмоциональной готовности.
X КЛАСС
Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
Цель: ознакомить родителей с психологическими особенностями личности
старшеклассника.
Ведущий вид деятельности, новообразования возраста. Основные моменты в
личностном развитии.

Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
Цель: ознакомить родителей с ценностными ориентирами современных
старшеклассников и способами их развития.

Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
Цель: помочь родителям осознать ведущую роль семьи в жизни старшего
школьника.
Личностное и профессиональное самоопределение. Способы развития.

Тема 4. Жизненные сценарии детей. Профессиональная
ориентация старшеклассников
Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального
самоопределения старшеклассника.
Анкетирование учащихся. Как прийти к согласию в построении жизненного плана
старшеклассника. Родительские ожидания несовпадающие с планами детей. Как быть?
XI КЛАСС
Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает
ситуацию
Цель: обеспечить акцентирование внимания родителей на конструктивном
восприятии стресса.
Понятие стресса, способы совладания со стрессовыми ситуациями.

Тема 2. Психологическая готовность к ЕГЭ
Цель: подготовить родителей к психологическому сопровождению детейвыпускников в период проведения ЕГЭ.
Психологическая готовность. Компоненты: интеллектуальный, эмоциональный.
Техники тренировки эмоциональной готовности.

Тема 3. Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация
старшеклассника
Цель: обеспечить родительское сопровождение жизненного и профессионального
самоопределения старшеклассника.
Тема 4 . Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и
патриотизма
Цель: включить родителей в воспитание гражданственности и патриотизма.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».