Приложение к основной образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Ромашкинская средняя школа» 31.08.2023 № 280 ПРИНЯТ на заседании педагогического совета Протокол от 28.08.2024 г. № 12 УТВЕРЖДЕН Приказом по МБОУ «Ромашкинская средняя школа» от 29.08.2024 № 215 УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РОМАШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ на 2024/2025 учебный год с. Ромашкино 1. Пояснительная записка Учебный план начального общего образования МБОУ «Ромашкинская средняя школа» на 2024-2025 учебный год составлен для основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с: • пунктом 6 части 3 статьи 28, статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (с изменениями); • ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; • письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.06.2024 г. № 3780/01-14 «Рекомендации по оформлению структуры учебного плана на 2024/2025 учебный год» Учебный план начального общего образования МБОУ «Ромашкинская средняя школа» на 2024-2025 учебный год (далее – учебный план) фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 3 Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для учащихся 1-х классов составляет 33 недели, для учащихся 2–4-х классов – 34 недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим организации образовательного процесса в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: • для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; • для 2–4-х классов – не более пяти уроков в день. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования выделено: • в 1-х классах – 21 час в неделю; • 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3006 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 2. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. Русский язык и литературное чтение. 2. Родной язык и литературное чтение на родном языке 3. Иностранный язык. 4. Математика и информатика. 5. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). 6. Основы религиозных культур и светской этики. 7. Искусство. 8. Технология. 9. Физическая культура. Обучение в МБОУ «Ромашкинская средняя школа» ведется на русском языке. В МБОУ «Ромашкинская средняя школа» созданы необходимые условия для реализации права граждан на изучение родных языков (в соответствии с социальным заказом). Изучение учебных предметов данной области осуществляется поэтапно, начиная с 1 класса. В рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» осуществляется изучение учебных предметов «Родной язык (русский/крымскотатарский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском/крымскотатарском)» на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В 1 классе отводится 1 час на изучение предмета «Родной язык (русский/крымскотатарский)». Во 2–4-х классах на изучение учебных предметов «Родной язык (русский/крымскотатарский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском/крымскотатарском)» отводится по 0,5 часа в неделю. Родной язык (русский), литературное чтение на родном языке (русском) изучается в группах параллельно родному языку (крымскотатарскому), литературному чтению на родном языке (крымскотатарском). С целью формирования у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России в 4-х классах отводится 1 час в неделю на изучение «Основ религиозных культур и светской этики». На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули: «Основы светской этики» - 15 обучающихся, «Основы исламской культуры» - 3 обучающихся, «Основы православной культуры – 6 обучающихся (протокол родительского собрания от 05 марта 2024 г. № 03). При проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется деление классов на группы для изучения модулей. В предметной области «Русский язык и литературное чтение» с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма на предмет «Литературное чтение» в 1, 2, 3 классах добавлен 1 час в неделю из часов обязательной части, не использованный на изучение родных языков. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). При проведении занятий по иностранному языку (английскому) осуществляется деление 1-4 классов на две группы. 3. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Содержание, формы организации и объем всей внеурочной деятельности уровня образования отражены в плане внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ2859/03 МБОУ «Ромашкинская средняя школа» реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций в рамках внеурочной деятельности. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ «Ромашкинская средняя школа». 4. Формы промежуточной аттестации. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372, и Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым (принято на заседании педагогического совета от 13.07.2022 г. № 14; утверждено приказом директора от 27.07.2022 г. № 233). В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с 2-го класса в конце учебного года по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация во 2-4 классах осуществляется в форме годовой отметки, полученной обучающимся за учебный год по предметам учебного плана начального общего образования, выведенной как среднее арифметическое итоговых отметок за учебные четверти в соответствии с правилами математического округления. При промежуточной аттестации обучающихся по ОРКСЭ используется бинарная система оценивания результатов образовательных программ (зачет/незачет). Предметы, курсы, модули Формы промежуточной Классы аттестации Русский язык 2–4-й Литературное чтение 2–4-й Родной язык (русский/ крымскотатарский) 2–4-й Годовая отметка Годовая отметка Годовая отметка Литературное чтение на родном языке (русском/ 2–4-й крымскотатарском) Годовая отметка Иностранный язык (английский) 2–4-й Годовая отметка Математика 2–4-й Годовая отметка Окружающий мир 2–4-й Основы религиозных культур и светской этики 4-й Изобразительное искусство 2–4-й Музыка 2–4-й Годовая отметка Труд (технология) 2–4-й Годовая отметка Физическая культура 2–4-й Годовая отметка Годовая отметка - зачтено/не зачтено Годовая отметка Годовая отметка Учебный план начального общего образования в соответствии с Федеральным учебным планом начального общего образования (вариант 3) (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в Всего неделю 1 2 3 4 5 5 5 5 20 3 15 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык (русский/ крымскотатарский) 3+1 3+1 3+1 1 Литературное чтение на родном языке (русском/ крымскотатарском) 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5 1,5 Иностранный язык Иностранный язык (английский) - 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 Итого: 21 23 23 23 90 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 0 0 0 0 0 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего часов 693 782 782 782 3039 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 23 23 90 Курсы внеурочной деятельности 5 5 5 5 20 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 5 5 5 5 20 Предметные области Русский язык и литературное чтение Годовая сетка часов (пятидневная неделя) Количество часов в неделю Учебные предметы/ классы 1 2 3 4 Обязательная часть 170 170 Русский язык 165 170 Литературное чтение 136 136 102 506 33 17 17 17 84 - 17 17 17 51 – 68 68 68 204 132 136 136 136 540 66 68 68 68 270 – – – 34 34 Изобразительное искусство 33 34 34 34 Музыка 33 34 34 135 Труд (технология) 33 34 34 34 34 66 68 68 68 270 693 782 782 782 3039 0 0 0 0 0 33 34 34 34 169 21 23 23 23 170 170 170 170 170 170 170 170 Иностранный язык (английский) Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир (Окружающий мир) Основы религиозных Основы религиозных культур культур и светской этики и светской этики Искусство Технология 675 132 Родной язык (русский/крымскотатарский) Родной язык и литературное чтение на родном Литературное чтение на языке родном языке (русском/крымскотатарском) Иностранный язык Математика и информатика Всего Физическая Физическая культура культура Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Курсы внеурочной деятельности Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 135 135 680 680