ПРИНЯТО Малым Педагогическим советом Детский сад «Аленький цветочек» с. Ромашкино (протокол № 1_от 29.08.2024 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ромашкинская средняя школа» ___________ И.В. Токарева Приказ № _204_ от 29.08.2024 г. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ от 3 до 7 лет в детском саду «Аленький цветочек» с.Ромашкино Сакского района «ЗДОРОВЕЙКА» с. Ромашкино 2024 № п/п 1. Содержание Стр. Паспорт программы 3 2. Пояснительная записка 4 3. Цель и задачи программы 4 4. Основные принципы 4 5. Особенности программы 5 6. Основные пути реализации программы 5 7. Планируемые результаты 8 8. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов 9 9. Перспективное планирование для детей от 3 до 7 лет 11 10. 11. Примерный перечень творческих игр. художественной литературы, д/и, с/р и 15 Список литературы 18 1. Паспорт программы «Здоровейка» – модифицированная программа по формированию основ здорового образа жизни у детей от 3 до 7 лет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2013, №19, ст. 2326); Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155; (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) Приоритетный национальный проект «Образование»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», Основание для Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН разработки 2.3/2.4.3590- 20 от 27.10.2020 №2 «Санитарно эпидемиологические Программы требования к организации общественного питания населения», Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении санитарно – эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 №28 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением главного санитарного врача «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 №2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Родители воспитанников, педагогический коллектив Заказчик Структурного подразделения МБОУ «Ромашкинская средняя школа» Программы детский сад «Аленький цветочек» с.Ромашкино Составители Черкасская И.М. –заместитель директора по ДВ Программы Республика Крым, Сакский район, с. Ромашкино ул. Мичурина д.14/1 География программы Исполнитель Педагогический коллектив детского сада «Аленький цветочек» Программы Дети от 3 до 7 лет. Семьи воспитанников. Педагогические работники Целевые группы детского сада Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у всех Цель программы участников образовательного процесса. В результате поэтапной, систематической, работы с участниками образовательных отношений: Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни, Предполагаемые овладении его элементарными нормами и правилами; результаты Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся реализации представления о ценности здорового образа жизни в повседневной программы жизни; Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни. Наименование программы 2. Пояснительная записка. Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья. В дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому формировать у детей потребность в здоровом образе жизни необходимо уже в этот возрастной период. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, и предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающий педагогический процесс детского сада – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровый образ жизни – должен стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности для умения применить полученные знания в реальной жизни, на практике. Применение в работе детского сада программы по формированию основ здорового образа жизни будет способствовать повышению качества воспитательно-образовательного работы, формированию у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку; формированию положительной мотивации у педагогов детского сада и родителей детей. 3. Цель и задачи программы Цель программы: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса. Всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Задачи программы: 1. Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета. 2. Формирование навыков культуры поведения, умения вести себя в разных ситуациях. 3. Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье. 4. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о способах сохранения здоровья и жизни. 1. 2. 3. 4. 4. Основные принципы Принцип системности – деятельность по реализации программы проводят в течение целогогода при гибком распределении содержания в течение дня. Деятельностный принцип – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую идругие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на ужеосвоенное в предыдущем. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных наукрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. 5. Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное). 6. Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе. 7. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников. 5. Особенности программы. Программа «Здоровейка» посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания. Программа рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет. Содержание программы включает в себя познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Программа имеет 2 направления: Программа построена на основании современных научных представлений о психическом и физическом развитии ребенка данного возраста, а также в связи с актуальностью проблемы ортобиоза. В нем несколько уровней погружения ребенка в проблему человека и его здоровья. Первый уровень – информативный. Обращаясь к детям, воспитатель сообщает необходимые сведения о еде, образе жизни, об одежде и элементарной гигиене тела и жилища, о том, как правильно заниматься и отдыхать, соблюдать правила безопасности. Детей знакомят с темами, связанными с окружающим миром и природой. Второй уровень – это уровень развития сознания ребенка на основе полученных знаний. Разговор о нем, о его трудностях, привычках, о том, как помочь самому себе, как узнать себя, как стать здоровым и как сохранить здоровье. Воспитатель учить ребенка быть внимательным к себе, своему состоянию и настроению. Для уточнения своих знаний, для их активного использования, а также для самопроверки детям предлагаются различные игры и задания. Ведущей формой организации детей является ролевая игра. Конечная цель программы – выработка осознания необходимости здорового образа жизни удошкольников 6. Основные пути реализации программы Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье». В группах в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Материал данной программы реализуется вовремя непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная формаорганизации детей. Непосредственно образовательная деятельность: Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов. Специально организованная деятельность: 1) гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов; 2) гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.); -НОД по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные и т.д.); 3) подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения; 4) оздоровительный бег, босохождение по дорожкам здоровья в помещении и на улице; 5) динамические паузы; 6) гимнастика после сна (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж); 7) закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны); 8) рациональное питание; 9) психологическая поддержка; 10) проектная деятельность; 11) прием детей на свежем воздухе в течение года; 12) оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортивных уголков в группах Совместная деятельность детей и педагога: Наблюдения на прогулке, ситуации, общение, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, подвижные игры, спортивные праздники и развлечения, участие в соревнованиях, коммуникативные игры, походы, музыкальные паузы, игровые беседы с элементамидвижений, Дни здоровья. Интеграция с другими образовательными областями: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы: - совместная физкультурно -досуговая деятельность, - наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), - оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной - активности,посещение родителями режимных моментов, - обогащение литературы по здоровому образу жизни, - анкетирование, - вовлечение родителей в образовательный процесс «Виртуальный гость группы» Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей: - дидактические игры, - рассматривание иллюстраций, альбомов, - сюжетные игры, - самостоятельная деятельность в центрах активности. В программе представлены игры, ситуации, общение, и перечень художественной литературы. Данный перечень используется по усмотрению педагогов с целью закрепления знаний и осуществления личностно-ориентированного подхода. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, как увлекательная проблемно-игровая деятельность, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении определенных ситуационных задач. Решая проблемные ситуации, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико- ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисковопрактические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Используются ситуационные задачи разных типов. Это и построение задач на основе программного содержания по разделам, и создание практикоориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий детей. А также задачи из реальной жизни, задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале. Условием интеграции становится насыщение разных видов детской деятельности (игра, экспериментирование, познание, общение) информацией о культуре здоровья и об основах здорового образа жизни с последующим формированием на этой базе эмоционально положительного отношения к данному процессу. Программа охватывает все виды деятельности дошкольника, и осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Практическая значимость программы заключается в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья; формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье. Также практическая значимость ее заключается в том, что она способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества детей. Для более углубленного раскрытия отдельных тем воспитатели используют проектную деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей и их проблемами. Все направления проекта объединяет игровой метод, который придает воспитательно – образовательному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Для реализации программы необходим специально подобранный материал, оборудование, специально организованная предметно-развивающая среда. Необходимо привлечь к решению этой проблемы родителей для более сконцентрированного внимания их к использованию полезных и здоровых продуктов в своем рационе, объединить усилия детского сада и семьи по формированию у детей и взрослых основ здорового образа жизни и правильного питания. Реализация программы будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, воспитанию здорового образа жизни. Выраженная субъективность дошкольников требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и развития детей. Формы и режим занятий Программа предназначена для детей 3 -7 лет и рассчитана на 4 года обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - от 15 до 30 минут в группах дошкольного возраста. Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверкеизученного: - викторины, - конкурсы, - выставки, - развлечения. Формы организации учебного процесса: -коллективная -индивидуальная -групповая Методы и формы обучения Программой предусматривается использование традиционных, инновационных форм и методов учебной деятельности. Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются: Словесный (рассказ, беседа, диалог) Метод наблюдения (зарисовка, рисунки) Графический (составление схем) Практические задания (упражнения на логику) Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации) Для реализации программы используются элементы различных инновационных технологий: 1. Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей. 2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы). 3. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение). 4. Элементы здоровьесберегающих технологий. 5. Элементы технологии Геокешинг. 7. Планируемые результаты. Результатом освоения программы «Здоровейка» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни. Это ребенок, который имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей иобщества в целом. знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни; бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру; осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность,доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д. имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранитьего. 8. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов Механизм оценки получаемых результатов Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы № Критерии Показатели 1. 2. 3. 4. Запоминание и воспроизведение учебного материала Способность понимать значение изученного материала Синтез знаний, умений в процессе поисковоопытнической работе Оценка результатов работы -Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях -Предполагать результат здорового образа жизни -Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод -Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей -Проявление интереса, любознательности, инициативности. Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется по разработанным картам, даёт педагогам возможность отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность. Карты могут быть использованы в работе воспитателей всех возрастных групп. Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы. Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками. Система мониторинга позволяет оперативно определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. 5. Творческая активность -Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний Диагностика для детей младшего дошкольного возраста Наблюдение: За выполнением культурно-гигиеническими навыками (мытьѐ рук, одевание, прием, пищи). За общением между сверстниками. Вопросы для диагностики детей ЗОЖ: 1. Ты чистишь зубы? Зачем ты это делаешь? Чем? 2. Какие части тела ты знаешь, назови и покажи. Для чего нужны уши, глаза ….? 3. Когда ты моешь руки? Покажи, как ты это делаешь. 4. Покажи и назови на картинке опасные предметы, и расскажи, почему , ониопасные. Что нужно кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми? Выбери, какая одежда нужна зимой, а какая летом? Выбери, в какой обуви можно гулять летом в солнечную погоду? Вдруг пошелдождик, стало много луж, потекли ручьи, что тогда ты наденешь на прогулку? А если наступила зима, и стало очень холодно, какую обувь выберешь? Диагностика по для детей среднего возраста Цель диагностики – формирование представлений воспитанников о здоровом образе жизни. 1. Культурно – гигиенические навыки 0. Наблюдение за детьми во время умывания (насухо вытирать лицо и руки своимполотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расчѐской, своевременно пользоваться носовым платком) 1. Расскажи о правилах поведения в умывальной комнате. 2. Расскажи о правилах поведения за столом? 3. Как и когда мы пользуемся салфеткой? 4. Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами. ( Показать, как нужно пользоваться вилкой, ложкой, умение пить из чашки) 5. Почему нужно полоскать рот после приѐма пищи? 2. Здоровье 6. Что такое режим дня? 7. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Какие упражнения ты делаешь? Покажи? 8. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры? 9. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым? 10. Что ты знаешь о витаминах? Наблюдение. Цель: проявление интереса к здоровому образу жизни: а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни; б) проявляет активный или неактивный интерес. 11. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках? 12. Знаешь ли ты зачем человеку глаза? Как надо ухаживать за ушами, глазами, волосами? 13. Почему в народе говорят: «Сон – лучшее лекарство для организма человека» 14. Почему так говорят: « Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»? 15. Расскажи о правилах первой помощи при травмах и обморожениях? ( замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай,пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.) 1) 2) 3) 4) Диагностика для для детей старшего возраста. Что надо делать, чтобы не болеть? Как устроено тело человека? Назови правила личной гигиены. Как устроен скелет? 5) Назови органы дыхания? 6) Для чего нужны уши? Правила ухода за ушами. 7) Для чего нужны глаза? Правила ухода за глазами. 8) Для чего нужен нос? Правила ухода за носом. 9) Для чего нужен язык? 10) Для чего нужны зубы? Правила ухода за зубами. 11) Назови органы пищеварения? 12) Назови полезные продукты? 13) Почему некоторые продукты называют «вредными»? 14) Какие лекарственные растения ты знаешь? 15) Назови ядовитые растения. Расскажи о значении физкультуры в жизни человека ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Ф.И.О. Развитие интереса Осознанное Развитие навыков Формирование воспитанника к различным отношение к здорового и развитие видам спорта здоровому образу образа жизни навыков основ жизни безопасности жизнедеятельн ости Оценка производится по трехбалльной шкале, где: 1 балл - у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре. 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы изцикла «Здоровье». 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья. 8. Перспективное планирование для детей от 3 до 7 лет Цель: создание условий для сохранения здоровья воспитанников, формирования основ здорового образа жизни, безопасного поведения воспитанников. Задачи: 1. Формировать представление о здоровье, как о ценности, расширить представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. 2. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. 3. Формировать положительные качества личности детей, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья. Содержание деятельности Сроки Ответственные 1. Методическая работа Помощь воспитателям в составлении планов работы по ЗОЖ В течение года Старший воспитатель Оформление информации по ЗОЖ в группах для родителей В течение года Старший воспитатель, воспитатели групп Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями В течение года Старший воспитатель, воспитатели групп 2.Работа с воспитанниками Группа «Колокольчик» Группа «Солнышко» Группа «Ромашка» 1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» 2. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» 3. С/рол. игры «Поликлиника», «Больница» 4. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» 1. Д/и «Режим дня» 2. Д/и «Что перепутал художник» 3. Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 4. Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу». Сентябрь 1. Д/игра «Кому это принадлежит» 2. Сюжетно-ролевая игра «Больница» 3. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» Октябрь 1. Дидактические игры «Что у меня на тарелке», «Варим суп» 2.С/рол. игра «Магазин» 3. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита» 4. День здоровья «Овощи и фрукты -полезные продукты» 1. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» 2. Беседа: «Витамины и полезные продукты» 3. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», 4. День здоровья «Овощи и фрукты -полезные продукты» 1. Д/и «Оденься правильно» 2. Конструктивная деятельность «Больница для игрушек» 3. Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?» 4. День здоровья «Овощи и фрукты -полезные продукты» Ноябрь 1.Беседа «Чумазый мальчик» 2.Дидактические игры «Зачем нам нужна зубная щетка», «Умоем куклу» 3. С/рол. игра «Салон красоты» 4.Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». 5. Физкультурный досуг «Осень в лесу» 1.Беседа. «Что такое микробы» «Почему они опасны», 2. Дидактические игры «Да здравствует мыло душистое», «Зубки крепкие нужны зубки белые важны» 3.Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода». 4. Физкультурный досуг «Физкульт- Ура!» 1. Разучивание стихотворения «Прививка» 2.Рассматривание альбома «Наши врачи» 3. Д/и «Продолжи определение» Физкультурный досуг «Хочу быть здоровым!» Декабрь 1. Беседа «Наше тело» 2.Дидактические игры «Повтори», «Посылка от медвежонка». 3.Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», 1. Беседа «Наше здоровье зимой», «Правила поведения в д/с»,. 2. Игра «Назови зимние вид спорта» 3. Дидактические игры «Зимние игры и забавы» 4. Чтение С. Шукшина «Как беречь нос». С.Михалков 1. Д/и «Кто что делает» 2. «Знакомство с работой сердца» 3. Рассматривание плаката. 4. Д/и «Покажи, что назову» Январь 1. Беседа «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». 2. Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров». 3. Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» 1. Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живут витамины», 2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно» 3. Чтение С.Михалков «Про девочку которая плохо кушала» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» 1. Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» 2. Загадки детям. 3.Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит» 4. День здоровья «Не страшны нам холода» Февраль 1. Беседа «Если ты потерялся на улице» 2. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». 3. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль» 4. С/рол. игра «Аптека» 5. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 1. Беседа «Моё тело», «Мы все похожие но разные», «Чтобы ушки слышали». 2. Дидактические игры «Запомни движение», «Покажи части тела». 3. Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», С.Маршак «Тело человека» 4. Физкультурный досуг «Зимние забавы» 1. Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены» 2. Общение «Сколькими способами можно очистить кожу» 3. Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо» 4. Физкультурный досуг «Зимние забавы» Март 1.Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» 3. С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду» 4. Физкультурный досуг «В гости к зайке» 1. Беседа. «Чистота – залог здоровья» «Как мы были в кабинете медсестры» 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» «Если кто-то заболел» 3. Физкультурные игры «Олимпийские игры» 1. Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось» 2. Д/и «Что сначала, что потом» 3. Разучивание колыбельных песен 4. Физкультурные игры «Олимпийские игры» Апрель 1. С/рол. игры «Аптека», «Больница» 1. Беседа «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», 1. Загадки детям о лекарственных растениях 2.Чтение Е.Шкловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой» 3. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» «Осторожно лекарства» 2. Дидактическая игра «Опаснобезопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя» 3. С/рол. игра «Больница» 4. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» 2. Д/и «Что лишнее» 3. Общение «Если ты в лесу поранил ногу» 4. День здоровья «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» Май 1.Беседа «Опасные предметы вокруг нас» 2.Дидактическая игра «Я знаю, что можно, что нельзя» 3. С/рол. игры «Семья», «Больница» 4. Физкультурный досуг «Огонь- друг или враг» 1. Беседа «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья», «Как стать сильными и здоровыми» 2.Дидактическая игра: «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо» 3. С/рол. игры «Семья», «Поликлиника»; 1. Игра – эстафета «Полезные продукты» 2. Д/и с мячом «Виды спорта» 3. Д/и «Что вредно, что полезно» 4. Физкультурный досуг «А, нука, мальчики» 3. Взаимодействие с семьями воспитанников Сентябрь Анкета для родителей «Семья и здоровье ребёнка» Консультация: «Развиваем пальчики» Анкета «Вы и здоровый образ жизни». Консультация: «Семья и здоровье ребёнка» Октябрь Папка-передвижка: «Что такое правильное питание» Консультация: «Движение – это жизнь» Консультация: «Закаливание детского организма», Ноябрь Консультация: «Профилактика ОРЗ». Консультация: Папка – передвижка: «Охрана здоровья детей и «Профилактика ОРЗ, Грипп», формирование в семье культуры здорового образа жизни». Декабрь Консультация: «Культурно Анкетирование «Здоровый образ Папка – передвижка: гигиенические навыки их жизни». «О пользе закаливания», значения в развитие ребенка» Беседа с родителями: «Здоровье «Полезные продукты». ребенка в наших руках». Январь Папка-передвижка: «Предупреждение плоскостопия у детей» Консультация: «Упражнения для Консультация: «Я здоровье формирования правильной сберегу, сам себе я помогу!», осанки у детей» Февраль Консультация: «Физическое Консультация «Оздоровление воспитание ребенка в семье». питанием» Папка – передвижка «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на эмоциональное для благополучие ребенка». Март Папка-ширма «Массаж против насморка» Консультация «Лечение без лекарств» Папка – передвижка «Расти здоровым», Апрель Консультация: «Подвижная игра в жизни ребенка» Консультация: «Соблюдение гигиенических норм и правил – важный фактор ЗОЖ» Памятка для родителей «Правила этикета» Май Круглый стол с Консультация для родителей родителями «Здоровый образ «Закаляйся - если хочешь быть жизни в семье». здоров». Папка – передвижка: «Вредные привычка у родителей и их влияние на развитие здоровья ребенка» 10. Примерный перечень художественной литературы, д/и, с/р и творческих игр. Младший дошкольный возраст Произведения Д/И, С/Р К.Чуковский «Доктор Айболит» Ю.Тувим «Чудесный мешочек» «Овощи» «Узнай и назови овощи и фрукты» Г.Зайцев «Приятного аппетита» «Разложи на тарелках полезные продукты» М.Безруких «Разговор о правильном «Повара» питании» Загадки об овощах и фруктах. «Магазин продуктов», «Овощной магазин» Г.Зайцев «Дружи с водой», К.Чуковский «Сделаем куклам разные прически» «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», «Вымоем куклу» З.Бяльковская «Юля – чистюля», «Правила гигиены» З.Александрова «Купание», «Чего не хватает?» Потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса «Покажи правильно» до пояса». Е. Шкловский «Как лечили «Парикмахерская», «Детский сад» мишку», «Осторожно, лекарство» «Девочка чумазая» инсценировка по Т.Волгина «Два друга» стихотворению А.Барто Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро «Покажи мишке как правильно одеваться» козлят» А.Толстой «Буратино» «Оденем куклу на прогулку» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Если кто-то заболел» «Сказка о глупом мышонке». С.Маршак «Семья», «Аптека», «Кошкин дом», «Скорая помощь» Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»; «Назови вид спорта» (по картинкам) Л.Толстой «Пожарные собаки»; «Назови вид спорта» (по показу) К.Чуковский «Путаница» «Физкультурное занятие в детском саду» С.Михалков «Дядя Степа милиционер» «Раз, два, три, что может быть опасным – Г.Георгиев «Светофор», найди» А.Северный «Светофор», О. Тарутин «Источники опасности» «Переход» В.Даль «Война грибов» «Отбери предметы, которые трогать нельзя» Г Новицкая «Дворняжка», «Мы – водители» А. Дмитриев «Бездомная кошка» «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь» «Что где растет» «Распутай путаницу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» Определение продуктов по вкусу Средний дошкольный возраст Произведения Д/И, С/Р А.Барто «Девочка чумазая» В.Квитко «Час «Вкусно – невкусно», «Вредно – полезно» обеда подошел» «Кому что нужно», «Семья», «Больница» Е.Шкловский «Осторожно – лекарство» «Полезное - вредное» Пословицы. «Съедобное – несъедобное» К.Кузнецов «Замарашка» «Узнай и назови» Л.Зильберг «Полезные продукты» «Разложи на тарелках полезные продукты» К.Чуковский «Федориногоре», «Чудесный мешочек» «Магазин продуктов» С.Михалков «Про девочку, которая плохо «Ждем гостей» «Когда нужны эти ела»,С.Капутикян «Час обеда подошел» предметы?» (мыло, мочалка,расческа и т.д.) Загадки об овощах и фруктах «Правила гигиены» Г.Зайцев «Приятного аппетита», «Вымоем куклу» К.Чуковский «Мойдодыр»С. Прокофьев «Запомни движение» «Если кто-то заболел», «Румяные щечки» «Кому нужны эти инструменты» Н.Саксонская «Где мой пальчик?!»Е.Пермяк «У зубного врача», «Поликлиника», «Про нос и язык» «Аптека», «Семья» Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» «Больница», «Назови вид спорта», С.Маршак «Почему у человека две руки и «Назови спорт по показу» один язык» , Пословицы, поговорки и «На чем катаются дети?» (по загадкам) загадки об источниках опасностии мерах «Найди и назови», предосторожности. «Что где растет» Е. Казаков « Чик-чик ножницами» «Распутай путаницу» Сборник стихов «Не мешайте мне «Съедобный грибок положи в кузовок» трудиться» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное» Старший дошкольный возраст Произведения Д/И, С/Р К. Чуковский «Доктор Айболит» «Съедобное-несъедобное» Пословицы. Н.Егоров «Огородный «Полезная и вредная еда» светофор» Ю.Тувим «Овощи» К.Чуковский «Подбери пару» «Мойдодыр»,А. Барто «Девочка-чумазая», «Семья», «Больница с разными отделениями» «Я расту», З.Александрова «Купание», «Что лишнее?»(иллюстрации посуды, В.Катаев «Цветик – семицветик», продукты питания), Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Магазин» (кондитерский, хлебный), «Овощи Загадки. Шкловский Е. «Как лечили – фрукты, мишку», «Осенняя ярмарка» «Осторожно – лекарство», «Дары природы» «Опасно-неопасно» «Как вести себя во время болезни», «Правила гигиены» Загадки. «Таня простудилась» «Моя внешность» «Поликлиника» «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника», «Назови вид спорта». «Назови вид спорта по показу» «Съедобный грибок положи в кузовок» «Отгадай, какое это насекомое» «Съедобное – несъедобное». Семья (поездка в лес, зоопарк) Подготовительный дошкольный возраст Произведения Д/И, С/Р К. Чуковский «Доктор Айболит» В.Даль «Съедобное-несъедобное» «Война грибов сягодами» «Полезная и вредная еда» Загадки об овощах, фруктах, продуктах «Подбери пару» С\р игры «Семья», питания.Г. Зайцев «Приятного аппетита» «Больница с разными отделениями» «Что М. Безруких «Разговор о правильном лишнее?» (иллюстрации посуды, продуктов питании».Р. Сев «Я сам», А. Барто «Я питания). расту» «Накроем куклам стол» И. Семенова «Как стать Неболейкой», «Вырастим яблоки». С\р «Магазин» «Я – человек, ты – человек»; (кондитерский, хлебный, овощи – фрукты) С. Маршак «Робин-Бобин», «О мальчиках и Осенняя ярмарка «Дары природы» девочках»; С. Михалков «Прививка», «Не «Что делают из муки?», «Моя внешность», спать», «Тридцать шесть и пять»; Б. Заходер «Умею – не умею», «Ма-Тари-Кари», «Правила гигиены», «Определи по звуку», В.Катаев «Цветик – семицветик» «Что такое хорошо, что такое плохо» Шкловский Е. «Каклечили мишку», «К на пришел Незнайка», С\р «Поликлиника» «Осторожно – лекарство», «Если кто-то заболел», «Как вести себя во время болезни». «Кому что нужно?» Театрализованная игра «Отгадай, что я ем?» (сладкая конфета, кислый лимон, черный перец). С\р «Поликлиника», «Аптека», «Больница» (с разными отделениями) «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья. учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с. 2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. сценарии дляДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с. 3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. методическое пособие/ М.Ю. Картушина Архангельск, 2000.- 108с. 4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья.программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. –80с. 5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. методическоепособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.:Мозаика – Синтез, 2011. – 208с 7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика –Синтез, 2008. – 112с. 8. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Здоровье и физическое развитие. –М.: Школьная пресса, 2009 9. Зимонина В. Н. «Расту здоровым», М.: ВЛАДОС, 2003г 10. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г. «Медицинский контроль за физическимразвитием дошкольников и младших школьников» - М.: АРКТИ, 2006. 11. Кочеткова Л. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» - М.: «ТЦСфера», 2005 12. Кузнецова М. Н. «Неспецифическая профилактика респираторныхзаболеваний у детей» М.: АРКТИ, 2003. 13. Кузнецова М. Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детейв дошкольных образовательных учреждениях» - М.: АРКТИ, 2003. 14. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребёнка: пособие для практическихработников детских дошкольных учреждений» - М.: АРКТИ, 2000. 15. Осокина Т.Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для питателейдетского сада и родителей. — М.: Просвещение, 2001. М. : Айрис-пресс, 2003 16. Савельева Н. Ю. «Организация оздоровительной работы в дошкольныхобразовательных учреждениях» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 17. Сократов Н. В. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровьядетей» - М.: ТЦ Сфера, 2005. 18. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровомуобразу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45. 19. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» - М.: ТЦ Сфера, 2004