РП Смысловое чтение 3-4 кл. 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Заместитель директора МБОУ
«Ромашкинская средняя школа»

Приказ от 31 августа 2023г.
№ 283

___________ Т.А. Степанова

Директор МБОУ

_______/Т.А. Цымбалюк
подпись

ФИО

Протокол заседания МС
от 31 августа 2023 г. № 3

подпись

«Ромашкинская средняя
школа»

ФИО

31 августа 2023 г.

_________И.В.Токарева
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок____« Смысловое чтение

»____

Направление ___общеинтеллектуальное__________

Класс_1-4____________
______Ужва_Светлана Владимировна_________________
Ф.И.О. учителя-разработчика

Срок реализации___1 г______
Количество часов:
Всего__34___ч.; в неделю ___1_ ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Автор-составитель программы –
_учитель_Ужва С._В.___Программа рассмотрена на заседании методического совета, протокол
от _31.08.2023 г. № _3___.

2023 г.

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре
основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образовании.; а также рекомендаций Примерной основной
образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная
программа образовательного учреждения.
Срок реализации программы – 1год.

2.Общая характеристика учебного предмета
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию
и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть
современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных
текстов, составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и
задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится
отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать
ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд
заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста,
но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы
позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит
ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в
устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное
всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей.
Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя
и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего
школьника.
Содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального
государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний
по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по
направлению деятельности.
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю
продолжительностью 45минут в четвертом классе. Для развития двигательной
активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что
способствует умственному и физическому восстановлению.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов в неделю – 1, в 4 классе-34часа.
3. Цель и задачи реализации программы.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание
информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически
осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то
у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и
окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается
устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется

















владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью
духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений
осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в
художественной литературе (формирование умений понимать художественное
произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и
анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами
искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств,
создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических
ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
4. Требования к результатам освоения программы:
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:



















1.
2.
3.

4.

5.

6.

Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6)Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа
произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
6. Содержание учебного предмета
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо
(культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие
аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя
культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных
текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного
произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание
собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора
круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской
деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и
нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности
для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми
знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание
уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
7. Тематическое планирование
1.Мир книг-4 ч
2.Осень.Унылая пора, очей очарованье.-4 ч.
3.Сказочный мир-4 ч.
4.Здравствуй,гостья зима!-4 ч.
5. Народные забавы-4 ч.
6.Быль и небылицы- 4ч.
7.Весна,весна,весенние деньки…-4 ч.
8. По страницам детских журналов-4 ч.
9.Лето красное-2 ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ромашкинская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС

Заместитель директора МБОУ
«Ромашкинская средняя школа»

Приказ от 31 августа 2023г.
№ 283

___________ Т.А. Степанова

Директор МБОУ

_______/Т.А. Цымбалюк
подпись

ФИО

подпись

Протокол заседания МС

«Ромашкинская средняя
школа»

ФИО

31 августа 2023 г

от 31 августа 2023 г. № 3

_________И.В.Токарева
подпись

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок____«

Смысловое чтение

»____

Направление ___общеинтеллектуальное_ _________

Класс_____4-А________
__Ужва Светлана Владимировна_________________
Ф.И.О. учителя-разработчика

2023 – 2024 учебный год

Количество часов:
Всего___34__ч.; в неделю ____1__ч.

ФИО

Календарно – тематическое планирование разработано на основе Рабочей программы,
составленной _Ужвой_С.В.__., учителем _начальных классов__, утверждённой Приказом по школе
№ 283 от 31 августа 2023 г.
2023 г.
Кол-во
№Название
часов ТипОсновное
урока
Планируемые результаты
Дата
темы/
содержан
разде
ие
личностные
метапредметные
предметные
план
факт
ла(термины,
понятия)
1
Мир Чудо 1 Структур Осознание
Овладение
Умение
самостоятельно 06.09
книг. имя
а книги: значимости
способностью
выбирать
интересующую
4 ч. котор
обложка, чтения
для принимать
и литературу,
пользоваться
ому
форзац, своего
сохранять цели и справочными источниками
книга.
титульны дальнейшего
задачи
учебной для понимания и получения
й лист, развития.
деятельности,
дополнительной
деление
поиска средств её информации,
составляя
содержан
осуществления.
самостоятельно
краткую
ия
на
аннотацию.
главы,
оглавлен
ие.
Почему
книгу
называю
т
великим
чудом?
2Истор 1 Какие
Формирование Овладение
Понимание литературы как 13.09
3
ия
1 книги
потребности в
навыками
явления национальной и 20.09
книги
называю систематическом смыслового чтения мировой культуры, средства
.
т
чтении как
текстов в
сохранения и передачи
Библи
рукописн средстве
соответствии с
нравственных ценностей и
отеки
ыми?
познания мира и целями и задачами, традиций.
Умение
мира.
Как
самого себя.
осознанного
использовать
простейшие
Совре
создавал Развитие
построения
виды анализа различных
менн
ась
навыков
речевого
текстов.
ые
первая сотрудничества высказывания в
Понимание литературы как
книги
русская со взрослыми и соответствии с
явления национальной и
.
печатня? сверстниками в задачами
мировой культуры, средства
Почему разных
коммуникации и сохранения и передачи
царь
социальных
составления
нравственных ценностей и
Иван
ситуациях.
текстов в устной и традиций.
Умение
Васильев
письменной
использовать
простейшие
ич решил
формах.
виды анализа различных
построит
Формирование
текстов.
ь
умения
печатный
планировать,
двор?
контролировать и
Какие
оценивать учебные
произвед
действия
в
ения
соответствии
с
входят в
поставленной
раздел:
задачей
и
стихотво
условиями
её
рные или
реализации,
прозаиче
определять
ские?
наиболее
эффективные
способы
достижения

результата.
4

Сравн 1
ение
текст
ов по
плану
.

5

Осень Осенн 1
.
ий
«Уны кален
лая дарь.
пора,
очей
очаро
вание
?» 4 Осенн 1
ч.
ее
настр
оение
в
стиха
хив
прозе.

6

7

Народ 1
ные
осенн
ие
приме
ты,
погов
орки
и
празд
ники.

8

Осенн 1
ее
настр
оение
в

Выявлен Эмоциональная
ие
отзывчивость на
соподчин прочитанное;
енности, высказывание
связи см своей точки
ысловых зрения и
групп.
уважение мнения
собеседника.

Готовность
Умение самостоятельно
27.09
слушать
выбирать интересующую
собеседника
и литературу,
пользоваться
вести
диалог, справочными источниками
признавать
для понимания и получения
различные точки дополнительной
зрения и право информации,
каждого иметь и составляя самостоятельно
излагать
свое краткую аннотацию.
мнение
и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий.
Ответы Осознание
Овладение
Умение
использовать 04.10
на
значимости
способностью
простейшие виды анализа
вопросы чтения
для принимать
и различных текстов.
по
своего
сохранять цели и
содержан дальнейшего
задачи
учебной
ию в
развития.
деятельности,
виде
поиска средств её
тестов.
осуществления.
ритм
Восприятие
Овладение
Понимание литературы как 11.10
придает литературного
навыками
явления национальной и
стихам произведения как смыслового чтения мировой культуры, средства
особую особого
вида текстов
в сохранения и передачи
музыкаль искусства.
соответствии
с нравственных ценностей и
ность?
целями и задачами, традиций.
Умение
Как
осознанного
самостоятельно
выбирать
мелодия
построения
интересующую литературу,
этих
речевого
пользоваться справочными
стихотво
высказывания
в источниками для понимания
рений
соответствии
си
получения
связана с
задачами
дополнительной
их
коммуникации и информации,
составляя
содержан
составления
самостоятельно
краткую
ием?
текстов в устной и аннотацию.
письменной
формах.
Что
Знакомство с
Формирование
Использование
разных 18.10
такое
культурноумения
видов чтения (изучающее
народное историческим
планировать,
(смысловое), выборочное,
творчест наследием
контролировать и поисковое);
умение
во? Как России,
оценивать учебные осознанно воспринимать и
слагалис общечеловечески действия
в оценивать содержание и
ь
ми ценностями. соответствии
с специфику
различных
народны
поставленной
текстов, участвовать в их
е песни?
задачей
и обсуждении,
давать
и
условиями
её обосновывать нравственную
реализации,
оценку поступков героев.
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата.
Какие
Эмоциональная Готовность
Умение
самостоятельно 25.10
картины отзывчивость на слушать
выбирать
интересующую
природы прочитанное;
собеседника
и литературу,
пользоваться
сменяют высказывание
вести
диалог, справочными источниками
друг
своей точки
признавать
для понимания и получения

стиха
хив
прозе.

9

10

1112

друга в
стихотво
рении?
Как
передает
настроен
ие
героя?
Сказо В
1 Какие
чный гостя
сказки
мир. х
у
называю
4 ч. сказк
тся
и.
докучны
ми?
Где
возникли
эти
народны
е
промысл
а?
Откуда
получил
и такое
название
?
Народ 1 Зачем
ные
народ
сказк
придума
и.
л эту
сказку?
В чем
смысл
сказки?
Чему
научила
вас эта
сказка?

зрения и
различные точки дополнительной
уважение мнения зрения и право информации,
составляя
собеседника.
каждого иметь и самостоятельно
краткую
излагать
свое аннотацию.
мнение
и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий.
Осознание
Овладение
Умение
использовать 08.11
значимости
способностью
простейшие виды анализа
чтения
для принимать
и различных текстов.
своего
сохранять цели и
дальнейшего
задачи
учебной
развития.
деятельности,
поиска средств её
осуществления.

Формирование Овладение
Понимание литературы как 15.11
потребности
в навыками
явления национальной и
систематическом смыслового чтения мировой культуры, средства
чтении
как текстов
в сохранения и передачи
средстве
соответствии
с нравственных ценностей и
познания мира и целями и задачами, традиций.
Использование
самого себя.
осознанного
разных
видов
чтения
построения
(изучающее
(смысловое),
речевого
выборочное,
поисковое);
высказывания
в умение
осознанно
соответствии
с воспринимать и оценивать
задачами
содержание и специфику
коммуникации и различных
текстов,
составления
участвовать
в
их
текстов в устной и обсуждении,
давать
и
письменной
обосновывать нравственную
формах.
оценку поступков героев.
Автор 2 Что
Восприятие
Формирование
Понимание литературы как 22.11
ские
является литературного
умения
явления национальной и 29.11
сказк
общим произведения как планировать,
мировой культуры, средства
и.
для всех особого
вида контролировать и сохранения и передачи
волшебн искусства.
оценивать учебные нравственных ценностей и
ых
действия
в традиций.
Использование
сказок?
соответствии
с разных
видов
чтения
Какие
поставленной
(изучающее
(смысловое),
элементы
задачей
и выборочное,
поисковое);
народной
условиями
её умение
осознанно
сказки
реализации,
воспринимать и оценивать
были
определять
содержание и специфику
использо
наиболее
различных
текстов,
ваны
эффективные
участвовать
в
их
каждой
способы
обсуждении,
давать
и
группы?
достижения
обосновывать нравственную
Чья
результата.
оценку поступков героев.
сказка
оказалас

13

14

15

ь
наиболее
близка к
фольклор
ной,
а чьядействит
ельно
оригинал
ьной?
«Здра Зимн 1 Из каких Осознание
Овладение
Использование
разных 06.12
вству ий
отдельны значимости
способностью
видов чтения (изучающее
й,
кален
х
чтения
для принимать
и (смысловое), выборочное,
гость дарь
зарисово своего
сохранять цели и поисковое);
умение
я
–
к
дальнейшего
задачи
учебной осознанно воспринимать и
зима!
складыва развития.
деятельности,
оценивать содержание и
»
ется
поиска средств её специфику
различных
4 ч.
общая
осуществления.
текстов, участвовать в их
картина
обсуждении,
давать
и
зимы,
обосновывать нравственную
созданна
оценку поступков героев.
я
поэтом?
Из каких
слов
ясно ,
что зима
долго не
наступае
т?
Зимне 1 Есть ли Восприятие
Овладение
Понимание литературы как 13.12
е
разница литературного
навыками
явления национальной и
настр
в
произведения как смыслового чтения мировой культуры, средства
оение
изображе особого
вида текстов
в сохранения
и
передачи
в
нии зимы искусства.
соответствии
с нравственных ценностей и
стиха
в
целями и задачами, традиций.
Использование
х и в
стихотво
осознанного
разных
видов
чтения
прозе.
рении и в
построения
(изучающее
(смысловое),
прозе?
речевого
выборочное,
поисковое);
высказывания
в умение
осознанно
соответствии
с воспринимать и оценивать
задачами
содержание и специфику
коммуникации и различных
текстов,
составления
участвовать
в
их
текстов в устной и обсуждении,
давать
и
письменной
обосновывать нравственную
формах.
оценку поступков героев.
Народ 1 Что
Знакомство
с Формирование
Понимание литературы как 20.12
ные
такое
культурноумения
явления национальной и
зимни
народны историческим
планировать,
мировой культуры, средства
е
е
наследием
контролировать и сохранения
и
передачи
приме
приметы России,
оценивать учебные нравственных ценностей и
ты,
?
Как общечеловечески действия
в традиций.
Умение
погов
слагалис ми ценностями. соответствии
с использовать
простейшие
орки
ь
поставленной
виды анализа различных
и
народны
задачей
и текстов.
празд
е песни?
условиями
её
ники.
реализации,
определять
наиболее
эффективные
способы

достижения
результата.
16
Зимне 1 Есть ли Эмоциональная Готовность
Умение
самостоятельно 27.12
е
эмоцион отзывчивость на слушать
выбирать
интересующую
настр
альная прочитанное;
собеседника
и литературу,
пользоваться
оение
разница высказывание
вести
диалог, справочными источниками
в
в
своей точки
признавать
для понимания и получения
стиха
изображе зрения и
различные точки дополнительной
х и в
нии зимы уважение мнения зрения и право информации,
составляя
прозе.
в
собеседника.
каждого иметь и самостоятельно
краткую
стихотво
излагать
свое аннотацию.
рении и в
мнение
и
прозе?
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий.
17 Наро Народ 3 Овладен Осознание
Овладение
Использование разных видов 10.01
-19 дные ные
ие
значимости
способностью
чтения
(изучающее 17.01
забав празд
навыкам чтения
для принимать
и (смысловое),
выборочное, 24.01
ы
ники
и
своего
сохранять цели и поисковое);
умение
4 ч. в
смыслов дальнейшего
задачи
учебной осознанно воспринимать и
худо
ого
развития.
деятельности,
оценивать содержание и
жеств
чтения
поиска средств её специфику
различных
енны
текстов в
осуществления.
текстов, участвовать в их
х
соответс
обсуждении,
давать
и
произ
твии
с
обосновывать нравственную
веден
целями и
оценку поступков героев.
иях
задачами
Понимание литературы как
,
явления национальной и
осознанн
мировой культуры, средства
ого
сохранения
и
передачи
построен
нравственных ценностей и
ия
традиций.
20
Масл 1 речевого Эмоциональная Готовность
Умение
использовать 31.01
высказыв отзывчивость на слушать
еница
простейшие виды анализа
ания
в прочитанное;
в
собеседника
и различных текстов.
соответс
произ
высказывание
вести
диалог,
твии
с своей точки
веден
признавать
задачами
иях
зрения и
различные точки
коммуни уважение мнения зрения и право
русск
кации и собеседника.
их
каждого иметь и
составле
поэто
излагать
свое
ния
в,
мнение
и
текстов в
писат
аргументировать
устной и
елей
свою точку зрения
письмен
и
и оценку событий.
ной
худо
формах.
жник
ов
21 Быль Школ 1 чтение Осознание
Овладение
Использование разных видов 07.02
и
ьный
текста с значимости
способностью
чтения
(изучающее
небы переп
анализом чтения
для принимать
и (смысловое),
выборочное,
лицы олох.
и
своего
сохранять цели и поисковое);
умение
4ч.
обоснова дальнейшего
задачи
учебной осознанно воспринимать и
нием
развития.
деятельности,
оценивать содержание и
использо
поиска средств её специфику
различных
вания
осуществления.
текстов, участвовать в их
разной
обсуждении,
давать
и
интонаци
обосновывать нравственную
и, пауз,
оценку поступков героев.
темпа,
логическ
ого

ударения
.
Определе
ние
настроен
ия
произвед
ения,
22Небы 2 использо Формирование Овладение
Понимание литературы как 14.02
23
лицы,
вать
потребности
в навыками
явления национальной и 21.02
Небы
простей систематическом смыслового чтения мировой культуры, средства
лицы
шие
чтении
как текстов
в сохранения
и
передачи
перех
виды
средстве
соответствии
с нравственных ценностей и
одят
анализа познания мира и целями и задачами, традиций.
Использование
все
различны самого себя.
осознанного
разных
видов
чтения
грани
х
построения
(изучающее
(смысловое),
цы.
текстов.
речевого
выборочное,
поисковое);
Объясне
высказывания
в умение
осознанно
ние
соответствии
с воспринимать и оценивать
выбора
задачами
содержание и специфику
слов, искоммуникации и различных
текстов,
пользуем
составления
участвовать
в
их
ых в
текстов в устной и обсуждении,
давать
и
произвед
письменной
обосновывать нравственную
ении,
формах.
оценку поступков героев.
для
передачи
его
настроен
ия.
24
Делен 1 Умение Эмоциональная Готовность
Умение
самостоятельно 28.02
ие
самостоя отзывчивость на слушать
выбирать
интересующую
текст
тельно прочитанное;
собеседника
и литературу,
пользоваться
а на
выбирать высказывание
вести
диалог, справочными источниками
части
интересу своей точки
признавать
для понимания и получения
ющую зрения и
различные точки дополнительной
литерату уважение мнения зрения и право информации,
составляя
ру,
собеседника.
каждого иметь и самостоятельно
краткую
пользова
излагать
свое аннотацию.
ться
мнение
и
справочн
аргументировать
ыми
свою точку зрения
источник
и оценку событий.
ами для
пониман
ия
и
получени
я
дополнит
ельной
информа
ции,
составля
я
самостоя
тельно
краткую
аннотаци
ю.
25 «Весн Весен 1 Чтение Осознание
Овладение
Использование разных видов 06.03
а,
ний
произвед значимости
способностью
чтения
(изучающее
весна, кален
ений
чтения
для принимать
и (смысловое),
выборочное,

весен дарь
ние
деньк
и…»
4 ч.

26

27

28

Весен 1
нее
настр
оение
в
стиха
х и в
прозе.

УНТ
о своего
зиме,
дальнейшего
анализ развития.
произвед
ений.

сохранять цели и поисковое);
умение
задачи
учебной осознанно воспринимать и
деятельности,
оценивать содержание и
поиска средств её специфику
различных
осуществления.
текстов, участвовать в их
обсуждении,
давать
и
обосновывать нравственную
оценку поступков героев.

Есть ли Восприятие
Овладение
Понимание литературы как 13.03
эмоцион литературного
навыками
явления национальной и
альная произведения как смыслового чтения мировой культуры, средства
разница особого
вида текстов
в сохранения
и
передачи
в
искусства.
соответствии
с нравственных ценностей и
изображе
целями и задачами, традиций.
Использование
нии
осознанного
разных
видов
чтения
весны в
построения
(изучающее
(смысловое),
стихотво
речевого
выборочное,
поисковое);
рении и в
высказывания
в умение
осознанно
прозе?
соответствии
с воспринимать и оценивать
задачами
содержание и специфику
коммуникации и различных
текстов,
составления
участвовать
в
их
текстов в устной и обсуждении,
давать
и
письменной
обосновывать нравственную
формах.
оценку поступков героев.
Народ 1 Формули Знакомство
с Формирование
Понимание литературы как 20.03
ные
рование культурноумения
явления национальной и
весен
с опорой историческим
планировать,
мировой культуры, средства
ние
на текст наследием
контролировать и сохранения
и
передачи
приме
простых России,
оценивать учебные нравственных ценностей и
ты,
выводов общечеловечески действия
в традиций.
Умение
погов
о
ми ценностями. соответствии
с использовать
простейшие
орки
приметах
поставленной
виды анализа различных
и
как
задачей
и текстов.
празд
древнем
условиями
её
ники.
способе
реализации,
шифрова
определять
ть и
наиболее
запомина
эффективные
ть
способы
сведения
достижения
о
результата.
природе;
о
построен
ии
поговоро
к.
Выде 1 Умение Эмоциональная Готовность
Умение
самостоятельно 03.04
ление
самостоя отзывчивость на слушать
выбирать
интересующую
главн
тельно прочитанное;
собеседника
и литературу,
пользоваться
ой
выбирать высказывание
вести
диалог, справочными источниками
мысл
интересу своей точки
признавать
для понимания и получения
и
ющую зрения и
различные точки дополнительной
текст
литерату уважение мнения зрения и право информации,
составляя
а.
ру,
собеседника.
каждого иметь и самостоятельно
краткую
пользова
излагать
свое аннотацию.
ться
мнение
и
справочн
аргументировать
ыми
свою точку зрения

29

30

31

источник
и оценку событий.
ами для
По
Журн 1 пониман Осознание
Овладение
Использование разных видов 10.04
стран ал
значимости
способностью
чтения
(изучающее
ия
и
и-цам полез
чтения
для
принимать
и
(смысловое),
выборочное,
получени
детск ный и
своего
сохранять цели и поисковое);
умение
я
их
интер
дальнейшего
задачи
учебной
осознанно
воспринимать
и
дополнит
журн есный
развития.
деятельности,
оценивать
содержание
и
ельной
а-лов.
поиска средств её специфику
различных
информа
4 ч.
осуществления.
текстов,
участвовать
в их
ции,
обсуждении,
давать
и
составля
обосновывать
нравственную
я
оценку поступков героев.
самостоя
тельно
краткую
аннотаци
ю.
Истор 1 Журнал, Формирование Овладение
Понимание литературы как 17.04
ия
детский потребности
в навыками
явления национальной и
детск
журнал, систематическом смыслового чтения мировой культуры, средства
ого
статья. чтении
как текстов
в сохранения
и
передачи
журна
средстве
соответствии
с нравственных ценностей и
ла.
познания мира и целями и задачами, традиций.
Использование
самого себя.
осознанного
разных
видов
чтения
построения
(изучающее
(смысловое),
речевого
выборочное,
поисковое);
высказывания
в умение
осознанно
соответствии
с воспринимать и оценивать
задачами
содержание и специфику
коммуникации и различных
текстов,
составления
участвовать
в
их
текстов в устной и обсуждении,
давать
и
письменной
обосновывать нравственную
формах.
оценку поступков героев.
Совре 1 Умение Развитие
Формирование
Понимание литературы как 24.04
менн
самостоя навыков
умения
явления национальной и
ые
тельно сотрудничества планировать,
мировой культуры, средства
детск
выбирать со взрослыми и контролировать и сохранения
и
передачи
ие
интересу сверстниками в оценивать учебные нравственных ценностей и
журна
ющую разных
действия
в традиций.
Умение
лы.
литерату социальных
соответствии
с использовать
простейшие
ру,
ситуациях.
поставленной
виды анализа различных
пользова
задачей
и текстов.
ться
условиями
её
справочн
реализации,
ыми
определять
источник
наиболее
ами для
эффективные
пониман
способы
ия
и
достижения
получени
результата.
я
дополнит
ельной
информа
ции,
составля
я
самостоя
тельно
краткую
аннотаци

ю.
32

33

34

Созда 1
ние
монол
ога с
испол
ьзова
нием
прави
л
речев
ого
этике
та

Этикет, Эмоциональная Готовность
Умение
самостоятельно 08.05
речевой отзывчивость на слушать
выбирать
интересующую
этивет, прочитанное;
собеседника
и литературу,
пользоваться
правила высказывание
вести
диалог, справочными источниками
ечевого своей точки
признавать
для понимания и получения
этикета. зрения и
различные точки дополнительной
Ситуаци уважение мнения зрения и право информации,
составляя
и из
собеседника.
каждого иметь и самостоятельно
краткую
различны
излагать
свое аннотацию.
х
мнение
и
литерату
аргументировать
рных
свою точку зрения
произвед
и оценку событий.
ений
Лето Выст 1 О чём Осознание
Овладение
Использование разных видов 15.05
красн раива
пишут значимости
способностью
чтения
(изучающее
ое.
ние
авторы чтения
для принимать
и (смысловое),
выборочное,
2 ч. компо
свои
своего
сохранять цели и поисковое);
умение
зиции
стихи с дальнейшего
задачи
учебной осознанно воспринимать и
соб
которым развития.
деятельности,
оценивать содержание и
твенн
и вы
поиска средств её специфику
различных
ого
познаком
осуществления.
текстов, участвовать в их
выска
ились?
обсуждении,
давать
и
зыва
обосновывать нравственную
ния
оценку поступков героев.

Вопл 1
още
ние
своих
жизне
нных
впеча
тле
ний в
слове
сных
образ
ах

Мини- Осознание
Овладение
Понимание литературы как 22.05
сочинени значимости
навыками
явления национальной и
я,
чтения
для смыслового чтения мировой культуры, средства
рассказ- своего
текстов
в сохранения
и
передачи
загадка дальнейшего
соответствии
с нравственных ценностей и
развития.
целями и задачами, традиций.
Умение
осознанного
использовать
простейшие
построения
виды анализа различных
речевого
текстов.
высказывания
в
соответствии
с
задачами
коммуникации и
составления
текстов в устной и
письменной
формах.

8.Учебно-методическое обеспечение
Новизна данной программы в том, что, система работы, представленная в программе,
позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во
внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию
детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Работая с текстом ученики
должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста
(сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание, составлять
письменные
отзывы, высказывать
суждение
и
подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой
на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет
вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также
приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий
мир. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий
процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение
прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на
интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о
развитии любознательности и творческой активности.
Список литературных произведений учитель выбирает самостоятельно, ориентируюсь
на общую подготовленность класса в целом и тематику часов, заложенную в
планировании.

9.Характеристика организационно-педагогических условий реализации
программы
Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные
педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный
метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно
повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и
самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и
вдумчивое.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная,
групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других
форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект,
литературная игра, инсценирование, конкурс –кроссворд, игра-драматизация,
читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие,
занятие-праздник,литературный ринг , беседа-дискуссия с элементами инсценировки,
занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов,
видеофильмов.
10.Методы и формы оценки результатов освоения программы
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление
кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс,
защита проектов и творческих работ.
МетапредметныеУУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты,творческие
конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов
работы:

Контроль техники и навыка смыслового чтения;



Проверка читательского кругозора (анкета);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».